logo
Анализ и устранение дефектов хлебопекарного производства на основе методов управления качеством

ВВЕДЕНИЕ

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего соответствие требованиям потребителей, а также технико-экономические показатели качества продукции, качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, науко-ёмкости - определяющие в этом ряду.

Многие руководители мечтают о том, чтобы их предприятиях всегда был идеальный порядок, любую вещь можно было бы быстро найти, оборудование не подбрасывало неожиданных сюрпризов в виде аварийных остановок, высоко дисциплинированные сотрудники качественно выполняли все свои обязанности, а потребители всегда были бы удовлетворены как получаемой продукцией, так и организацией работы компании в целом.

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом - снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

Собственники и руководители промышленных компаний ежедневно сталкиваются со следующими проблемами: низкая производительность труда; избыточные запасы на всех стадиях изготовления продукции; высокий уровень брака; несвоевременное выполнение планов и заказов; низкая культура производства; недостоверный учет товарно-материальных ценностей. Все это пагубно отражается на рентабельности, что не только мешает предприятию устойчиво развиваться, но и может привести к банкротству.

На первый взгляд кажется, что решение проблемы лежит в области автоматизации производства, найма высококлассных специалистов и разработки эффективной системы стимулирования труда.

Однако, тотальная модернизация производства требует серьезных капиталовложений, которые могут не окупиться в период кризиса. Что касается оплаты труда, то большинство «классических» методов мотивации персонала в России малоэффективны или совсем не дают результата.

Почему так? На эффективность предприятия существенным образом влияет организационная культура, неразрывно связанная с менталитетом. Например, в Японии, благодаря особенностям менталитета, сотрудники исполнительны и дисциплинированы, и получая оклад, выполняют свою работу качественно и в срок.

В России «не принято» неукоснительно выполнять распоряжения руководителей и работать эффективно. Как следствие, компания сталкивается с перечисленными выше проблемами.

Чтобы сотрудник российского предприятия начал хорошо выполнять свои обязанности, необходимо создать такие условия, при которых невозможно работать «спустя рукава», в рамках которых он не мог бы даже подумать о плохой работе.

Для этого необходимо специальное решение, которое не только позволит эффективно мотивировать каждого сотрудника на производительный труд, но и, что самое главное, позволит преобразовать организационную культуру и коллективное мышление, сделать их такими же, как в ведущих мировых компаниях.

И такое решение существует и успешно применяется в России. Это - метод 5S.

Объектом выпускной квалификационной работы является производственная система ООО «Котласский хлебокомбинат».

Предмет исследования - методы управления качеством для анализа и устранения дефектов хлебопекарного производства.

Цель выпускной квалификационной работы - разработать управленческое решение для анализа и устранения дефектов хлебопекарного производства на основе методов менеджмента качества.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) обосновать выбор методов менеджмента качества для анализа и устранения дефектов хлебопекарного производства;

2) на основе анализа процесса производства хлебобулочных изделий выявить особенности и проблемы, приводящие к возникновению дефектов;

3) разработать управленческое решение по применению методов менеджмента качества для анализа и устранения дефектов хлебопекарного производства.

Методология исследования: теория менеджмента качества (Э. Деминг, Дж. Джуран, В.В. Окрепилов, Ю.П. Адлер, В.А. Белобрагин), методология Бережливого производства (Давыдова Н.С., Клочков Ю.П.), методология упорядочивания производственных процессов 5S (Туровец О.Г., Родионов В.Б., Бухалков М.И., Макареня Т.А.).

Методы исследования - оценка качества продукции, анализ производственного процесса, сравнение с современными международными требованиями, обобщение для данного предприятия и другие.

В первой главе охарактеризованы методы управления качеством, обоснован выбор методологии 5S - выбраны рабочие понятия, выявлены порядок применения и отраслевая специфика. Во второй главе проведен анализ основных показателей деятельности предприятия, а также дана оценка процесса производства изделий завода и выявлены особенности процессов анализа и устранения дефектов и предложено управленческое решение по применению методологии 5S в судовом производстве для анализа и устранения дефектов и рассчитана его экономическая эффективность.