Методы отбора персонала при приеме в деловую организацию
2.6 Центр оценки (Assessment-Center)
Метод Assessment-Center, что в переводе на русский язык означает «Центр оценки», определяется как «систематически метод квалифицированного определения положительных результатов поведения и, соответственно, недостатков в поведении, который применяется несколькими наблюдателями одновременно по отношению к множеству участников в связи с заранее определенными требованиями».
Суть этого метода заключается в создании и использовании некоторых упражнений, которые моделируют ключевые моменты будущей деятельности кандидата и в которых должны проявляться его профессиональные и личностные качества. Для этого обычно применяются разнообразные интервью, ролевые и деловые игры, психологическое тестирование, видеопрезентации дискуссии и т.п. По сути, «Центр оценки» -- это экспертная оценка деятельности участников в модельных ситуациях.
Перечислим основные характеристики и принципы метода Assessment-Center:
· каждый участник оценивается несколькими специалистами, специально подготовленными наблюдателями, причем каждый наблюдатель оценивает всех участников, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения достоверности результатов;
· фазы «наблюдения» и «оценки» разведены во времени (для достижения большей объективности);
· оценивается наблюдаемое поведение аттестуемых, а не гипотезы причин, стоящих за их поведением;
· создается «система» оценки, направленная в основном на выявление потенциала кандидатов;
· процедуры оценки предусматривают испытание кандидатов различными взаимодополняющими упражнениями, в каждом из которых оценивается несколько критериев.
Определим основные этапы проведения процедуры Assessment-Center:
· определение цели оценки, ее возможных результатов;
· выбор наблюдателей-экспертов;
· определение профиля требований к кандидатам и составление списка критериев оценки;
· составление «батареи», списка упражнений;
· информирование участников, организационно-техническая подготовка;
· тренировка наблюдателей-экспертов;
· встреча участников Assessment-Center, оглашение цели, плана, программы мероприятия;
· проведение упражнений (проведение Assessment-Center);
· наблюдение за кандидатами;
· оценка наблюдений;
· согласование оценок между экспертами;
· подготовка рекомендаций, описание личностно-деловых качеств кандидатов (частные определения);
· окончательное обсуждение и выбор, ранжирование кандидатов на искомую должность (вынесение вердикта);
· информирование участников о результатах Assessment-Center;
· согласование мероприятий по содействию и развитию.
А теперь сформулируем преимущества использования Assessment-Center.
Преимущества использования Assessment-Center для организации:
· оценка индивидуального потенциала кандидатов, не подверженная влиянию условий работы, оценок и склонностей лиц, проводящих интервью;
· объективные процедуры, измеряющие всех участников по важным и существенным качествам или способностям с использованием общего стандарта;
· возможность узнавать специфические сильные и слабые стороны по измеряемым качествам для каждого участника и использовать эту информацию не только для приема на работу, но и для определения карьеры и развития;
· возможность узнать индивидуальную мотивацию (потребности, ожидания, цели, интересы);
· выявление людей с хорошим потенциалом, которые после соответствующей подготовки будут готовы занять вакансии на управленческие должности с высокой вероятностью успеха Купер Д., Робертсон И.Т., Тинлайн Г. Отбор и наем персонала. Технологии тестирования и оценки. - М.: Вершина, 2009. - с. 138..
Преимущества использования Assessment-Center для кандидатов:
· равные возможности для демонстрации своего потенциала к продвижению;
· возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации;
· получение объективной и справедливой профессиональной оценки;
· возможность принимать решения о своих личных планах в области карьеры и жизненных целях на основе более обширной и качественной информации.
Одним из главных недостатков этого метода можно назвать пожалуй, его достаточно высокую затратность как по материальным ресурсам, так и по временным.