Мотиваторы и демотиваторы в трудовой деятельности

курсовая работа

1.1 Понятие мотива, мотивации

Прежде чем, рассматривать те или иные особенности процесса мотивации сотрудников, необходимо рассмотреть основные понятия этого процесса

В целом существует довольно большое количество определений термина мотива. Так, Пугачев В.В. дает следующее определение: "Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие" [12, c.177].

Соломанидины Т.О. и В.Г. в свою очередь определяют: "Мотив - это феномен сознания, осознанное индивидом побуждение к деятельности" [15, c.17].

Если обобщить, то можно сказать, что мотив - это внутренние психологические причины, которые побуждают человека что-либо делать. Как правило, мотивы неразрывно связаны с какими-либо потребностями человека. Мотивы могут быть индивидуальными, групповыми, материальными, духовными, социальными. Особенностью мотивов труда является их направленность на себя и других, обусловленная товарным производством. В процессе работы люди стремятся к удовлетворению различных потребностей - помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Большинство авторов определяют потребность как нужду, надобность субъекта в чем-либо для своего нормального функционирования и развития. Потребности, как внутреннее состояние, регулируют поведение личности, определяют ее мышление, чувства и волю.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Определений мотивации существует также не мало. Так, Виханский О.А. и Наумов А.И. дают следующее определение: "Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей" [5, c.133].

Егоhшин А.П. определяет: "Мотивация - процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей" [6, c.457].

А в определении Кибанова А.Я. устанавливается связь между мотивами стимулами: "мотивация - это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов" [16, c.484]. В определении, представленном в учебнике по экономике труда, затронуты и вопросы управления мотивацией: "под мотивацией понимается процесс, механизм, действия со стороны государства, органов управления предприятием и т.д., побуждающие кого-либо (отдельного человека или группу людей) к деятельности для достижения конкретных целей и результатов" [19, c.89].

Основными функциями мотивации являются:

- побуждение к действию,

- направление деятельности,

- контроль и поддержание поведения [13, c.214].

Таким образом, мотивация отличается от мотива тем, что это процесс (реализуется во времени). Мотивация - это процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Другими словами это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей предприятия. Двумя составляющими процесса мотивации являются, с одной стороны - мотив, с другой - стимул.

Под стимулом обычно понимается внешний фактор, который усиливает активность работника, способствует более успешному решению трудовых задач.

Стимулирование - это процесс воздействия на трудовое поведение работника путем создания определенных внешних условий, которые могут заставить человека изменить его поведение в процессе труда. Стимулирование многообразно по формам и видам [1, c.34].

Трудовое поведение - это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков, связанный с выполнением профессиональный действий и поступков, связанных с выполнением профессиональных функций в определенных производственных условиях [4, c.53].

Вариант трудового поведения человека определяется его заинтересованностью в труде и его отношением к выполняемому труду. Другими словами - мотивацией труда. Поэтому в системе управления трудом одно из ведущих мест отведено формированию взаимодействия факторов внешнего и внутреннего регулирования трудовой деятельности, сочетания внешнего воздействия с самоуправлением и саморегуляцией работника. Эффективность внешнего воздействия повышается тогда, когда в рамках системы управления трудом у работника формируют внутреннюю личную заинтересованность в достижении выгодного обществу результата.

Различные авторы дают несколько отличающиеся друг от друга принципы мотивации трудовой деятельности. Но в данной работе будем опираться на принципы данные Магура М. и Курбатовым М., которые на наш взгляд наиболее подходят к российской действительности. Итак, указанные авторы выделяют шесть принципов.

1. Полимотивированность означает, что человек готов работать с максимальной отдачей тогда, когда работа и вознаграждение позволяют удовлетворить его важнейшие потребности.

2. Иерархическая организация мотивов отражает определенные взаимоотношения между мотивами: наибольшее влияние на поведение оказывают мотивы, в основе которых лежат наиболее важные потребности.

3. Компенсаторные отношения между мотивами. Между мотивами устанавливаются компенсаторные отношения, т.е. недостаточная сила одних мотивов из-за невозможности удовлетворения соответствующей потребности может быть скомпенсирована или уравновешена действием других мотивов.

4. Принцип справедливости. Работники нацелены на установление справедливых и честных отношений с организацией и другими людьми и стремятся изменить взаимоотношения, которые они считаю несправедливыми.

5. Принцип подкрепления. Люди не склонны закреплять и воспроизводить такое поведение и действия, которые не влекут ни вознаграждения, ни наказания. Если их действия подразумевают вознаграждение, они будут их производить и далее, если наказание - прекратят.

6. Динамичность мотивации. Мотивация динамична - набор потребностей, которые люди стремятся удовлетворить на работе, может меняться не только в зависимости от профессиональной группы, внешних условий, но и от возраста работника, его семейного положения, этапа карьеры. Следовательно и процесс управления мотивацией должен видоизменятся [9, c.22-31].

Делись добром ;)