1.1.3 Сплоченность, как один из факторов совместимости
Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.
Существуют несколько определений понятия сплоченность. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие сплоченность отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Б.Ф. Ломов включает в понятие сплоченность систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [10].
По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, сплоченность - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [11].
Анализ различных точек зрения на содержание понятия сплоченность позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.
Структура сплоченности трудового коллектива определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения возникают на основе предметно - практической деятельности коллектива, задаются материально - техническими, организационно - управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [12].
Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на сплоченность. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их психологических и индивидуально - психологических свойств. К психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование сплоченности трудового коллектива относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культура поведения, тактичность. Отрицательное влияние на сплоченность оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т. д. На самочувствие людей и через него на общую сплоченность коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива.
Среди факторов, влияющих на сплоченность трудового коллектива, выделяют такой психологический феномен, как «климатическое возмущение». «Климатическое возмущение» возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода.
Важнейшей проблемой в изучении сплоченности является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень сплоченности производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров [13]. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива [14]. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие сплоченность. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства. Выделяют несколько стилей руководства трудовым коллективом.
Сплоченность - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование сплоченности в трудовом коллективе.
Сплоченность бригады машинистов как показатель отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в бригаде. Наряду с этим сплоченность - это результат оптимальной совместимости членов бригады и условие эффективности групповой работы. Сплоченность, как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется, как "такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействий между членами группы", причем, "чем больше частота взаимодействия между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности и наоборот".
В отечественной социальной психологии принцип исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они составляют часть единой концепции, названной ранее «стратометрической концепцией групповой активности», а позднее - «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» [15].
Основная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения; второй слой представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином» ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентаций на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. Третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и, следовательно, здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием так же общих ценностей, но более абстрактного уровня: ценностей, связанных с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры [15, 16].
Сплоченность предстает здесь как определенный процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности три уровня развития групповой сплоченности.
На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) сплоченность группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).
Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики, но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т.е. переход от установления единства ценностных ориентаций к еще более высокому уровню единства - единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности. Если каждый из вышесказанных феноменов сплоченности является показателем и интегрирован лишь отдельных пластов и слоев внутригрупповой активности, то общность цели, будучи детерминантом всех их, вместе изъятых, может служить референтом действительного единства группы как целого. Можно считать, конечно, что совпадение целей деятельности есть в то же самое время и высший уровень ценностного единства группы, поскольку сами цели совместной деятельности есть также определенная ценность. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения.
Сплоченность подразделения как согласованность функционально-ролевых ожиданий, то есть согласованность представлений участников совместной деятельности о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый из членов подразделения при реализации общественно значимой, общей для всех цели. Отсутствие согласованности функционально-ролевых ожиданий может стать источником конфликтов, одной из причин эрозии сплоченности и появления признаков психологической несовместимости в подразделение. Согласовать функционально-ролевые ожидания становится возможным, если структура деятельности окончательно сложилась, если осуществлено четкое распределение ролей и функций.
В общем можно сказать, что высший уровень сплоченности и совместимости машинистов в совместной деятельности, свойственной именно бригаде, выступает в форме предметно-целевого и ценностно-ориентационного единства, с одной стороны, и коллективистической идентификации и адекватности возложения ответственности - с другой. Интеграция личности машиниста в бригаде происходит путем усвоения высших духовных ценностей общества, реализации его конструктивных целей и задач.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПАКЕТА МЕДОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ МАШИНИСТОВ
- 1.1 Психологические факторы совместимости
- 1.1.1 Психологическая совместимость в групповом процессе. Классификации психологической совместимости
- 1.1.3 Сплоченность, как один из факторов совместимости
- 1.2 Обзор программных средств для разработки автоматизированных методик
- Психологическая совместимость
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- Методика проведения обследования объектов автоматизации.
- 9. Психологическая совместимость.
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Психологическая совместимость в группе
- 9) Психологическая совместимость членов группы