Анализ кадровой политики СБ РФ ОАО "Северо-Кавказский банк" и выявление проблем
Глава 2. Характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия «Сбербанк России»
История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века - в 1987 году - на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк. В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)».
Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (далее - СБ РФ) в соответствии с уставом создан в форме открытого акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 02.12.1990 г.
Уставный капитал Сбербанка, составляет 1 млрд. рублей и разделен на 19 млн. обыкновенных акций номиналом 50 рублей и на 50 млн. привилегированных акций номиналом 1 рубль.
Согласно уставу банка минимальный размер дивидендов по привилегированным акциям составляет 15% от их номинальной стоимости, т. е. 15 коп. на акцию. Иностранные инвесторы могут приобретать акции Сбербанка только с разрешения Центробанка.
ОАО Сбербанк России - крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, на долю которого проходится около 30 % активов российской банковской системы, основной кредитор национальной экономики. Учредителем и главным акционером Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60 % голосующих акций). Акционеры банка - более 200 тысяч физических и юридических лиц.
Преимуществом банка является наличие обширной филиальной сети, объединенной в единую расчетную систему, позволяющую осуществлять платежи практически в любую точку РФ.
Банк имеет самую разветвленную филиальную сеть в России: 18 территориальных банков, более 20 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений, а также дочерние банки в Казахстане и на Украине.
Сознавая свою социальную ответственность как крупнейшего банка страны, Сбербанк продолжает уделять самое пристальное внимание участию в реализации социальных проектов. В прошлом году была разработана и принята Корпоративная благотворительная программа Сбербанка, направленная на поддержку детских домов ребенка, продолжена совместная программа с Фондом помощи детям с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями, за что банк получил высокую оценку Правительства России.
На сегодняшний день, Сбербанк дает людям уверенность и надежность, делает их жизнь лучше, помогая реализовать стремления и мечты. Клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Сбербанка как организации.
Сбербанк России осуществляет следующие банковские операции:
1) привлечение и размещение денежных средств физических и юридических лиц;
2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
3) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
4) покупка и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
5) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
6) выдача банковских гарантий, поручительств за третьих лиц по обязательствам в денежной форме, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
7) брокерские и консультационные услуги, лизинговые операции;
8) другие операции по банковскому обслуживанию клиентов по лицензии ЦБ РФ.
Каждой организации и каждому члену коллектива необходима цель, которая бы определяла смысл и содержание их деятельности. Новые горизонты развития банка, новые качественные задачи предъявляют особые требования к коллективу сотрудников, осознанию и разделению ими философии и ценностей, пониманию смысла и важнейших принципиальных основ и содержания деятельности банка, которые выражены в его миссии.
Миссия банка: банк дает людям уверенность и надежность, банк делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты;банк строит одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.
Миссия банка подчеркивает важнейшую роль в экономике России и нашу особую социальную роль в обществе - поддержание в нем уверенности, надежности и стабильности. Миссия банка однозначно определяет, что клиенты банка, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации.
Миссия устанавливает амбициозную цель устремлений банка - стать одной из лучших финансовых компаний мира. Она также подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем. На рис. 1 представлено дерево целей «Сбербанка России».
Рис. 1. Дерево целей ОАО «Сбербанк России»
Приоритетные задачи работы с клиентами:
- существенное улучшение качества обслуживания клиентов, повышение их удовлетворенности продуктами и обслуживанием в Сбербанке;
- увеличение доли в активах банковской системы России за счет укрепления позиций на основных сегментах финансового рынка;
- развитие новых направлений бизнеса: страхование, инвестиционно- банковские услуги;
- развитие операций за рубежом.
Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Ценности банка определяют тот набор правил, критериев и требований, которые Банк будет предъявлять к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды банка. Ценности банка - это свод принципов, исходя из которых руководители банка будут ставить цели, и определять, достигнуты ли они. На основе этих ценностей будут создаваться, и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, строиться системы управления внутри банка, а также взаимоотношения банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Ценности банка:
- порядочность;
- стремление к совершенству;
- уважение к традициям;
- доверие и ответственность;
- взвешенность и профессионализм;
- инициативность и креативность;
- командность и результативность;
- открытость и доброжелательность;
- здоровый образ жизни (тело, дух и разум).
В рамках стратегии развития банк ставит перед собой цели по 4-м основным направлениям:
1. Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 г. в 2-3 раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц), доля в активах банковской системы на уровне 25-30%.
3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4. Операции на зарубежных рынках: Поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках Казахстана, Белоруссии и Украины, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России до 5-7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.
Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.
Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moodys Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moodys присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.
Северо-Кавказский банк Сбербанка России - крупнейшее в регионе кредитно-финансовое учреждение. Сегодня это современный универсальный, эффективный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Располагается по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина д. 361.
Северо-Кавказский банк - активный оператор на финансовом рынке региона. Его доля на рынке привлеченных средств юридических лиц составляет 49%, а на рынке частных вкладов - около 73%. В общей сложности жители и предприятия региона хранят в банке почти 262 миллиарда рублей, что на треть больше, чем в начале 2013 года.
Он занимает более трети (36,6%) рынка розничного кредитования региона, а объем ссуд, предоставленных населению, по итогам 2013 года превысил 48,4 млрд. рублей. Офисы банка ежедневно посещают порядка 65 тысяч человек, а количество совершаемых операций через удаленные каналы связи в семь с половиной раз больше, - полмиллиона в день.
Разветвленная сеть структурных подразделений Северо-Кавказского банка позволяет обслуживать большинство населенных пунктов Ставрополья, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чеченской Республики. В настоящее время в нее входят 8 отделений и 567 внутренних структурных подразделений по всему региону. Из них 54% работают без перерывов, а 44% - по выходным.
Банк активно участвует в финансировании федеральных, региональных экономических и социальных программ. При инвестиционной поддержке банка реализуются десятки крупных и сотни средних бизнес-проектов в аграрной, перерабатывающей, строительной и других отраслях экономики, строятся жилые, офисные и торгово-развлекательные комплексы, автосалоны и заводы. По итогам 2013 года банк вложил в экономику региона 131 млрд. рублей, что на 36% больше, чем в 2012 году.
Главный конкурент «Сбербанка» на российском рынке - банк ВТБ. Но целый ряд преимуществ выделяет Сбербанк среди конкурентов на рынке банковских услуг. Он обладает широчайшей филиальной сетью на территории России. В ее составе - более 19 000 отделений.Банк проводит активную экспансионистскую политику на рынке банковских услуг СНГ. Среди стратегических задач банка - выход на рынки Индии и Китая. Ведущие рейтинговые агентства присвоили "Сбербанку" высокий рейтинг надежности (BBB по версии Fitch, Baa1 по версии Moodys). Роль Сбербанка для экономической жизни России уникальна - это главный кредитор национальной экономики.
Влияние факторов непосредственного окружения на СБ РФ «Северо-Кавказский банк» представлено в таблице 1.
Таблица 1. Факторы непосредственного окружения
Фактор |
Проявление |
Возможная реакция со стороны предприятия |
Влияние на предприятие |
|
Предприятия, сотрудничающие с банком в рамках кредитования |
Развитие выгодных внешних связей |
Снижение комиссий и предложение кредитования на льготных условиях позволит увеличить число предприятий, сотрудничающих с банком |
Увеличение количества банков-конкурентов |
|
Конкуренты |
Предложение более выгодных условий по сравнению с условиями внешней среды |
Отсутствие многих видов кредита. Более выгодные условия предоставления кредита (комиссии, проценты). Наличие «скрытых комиссий» в самых выгодных кредитах. Долгое зачисление денежных средств за уже проданный в кредит товар. |
Минимальное время оформления кредитов. Минимальный пакет документов для оформления кредита (паспорт). Возможность «доплачивать» предприятиям за сотрудничество в области кредитования |
|
Государственные органы власти |
Контроль со стороны внешней среды |
Увеличение количества предприятий, сотрудничающих с банком по программам кредитования за счет принятия нового закона о розничной торговле. |
Слабая законодательная база. Наличие неплательщиков, затраты на судебные разбирательства. |
|
Потребители (клиенты) |
Увеличение доходности за счёт взаимодействия с внешней средой на выгодных условиях |
Желание получить кредит с минимальными затратами. Предложение долгосрочных отношений добросовестным клиентам банка (кредиты на более выгодных условиях, льготные условия получения кредита). Наличие большой клиентской базы. |
Нежелание клиентов выяснять, где условия лучше. «Где быстрее - там лучше». Насыщенность рынка услугами кредитования населения. Более 50 % населения России уже имеют кредит в каком-либо банке. |