Анализ кадровой политики СБ РФ ОАО "Северо-Кавказский банк" и выявление проблем

курсовая работа

Глава 2. Характеристика предприятия

2.1 Общая характеристика предприятия «Сбербанк России»

История Сбербанка России начинается с именного указа царя Николая от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века - в 1987 году - на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк. В июле 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)».

Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (далее - СБ РФ) в соответствии с уставом создан в форме открытого акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 02.12.1990 г.

Уставный капитал Сбербанка, составляет 1 млрд. рублей и разделен на 19 млн. обыкновенных акций номиналом 50 рублей и на 50 млн. привилегированных акций номиналом 1 рубль.

Согласно уставу банка минимальный размер дивидендов по привилегированным акциям составляет 15% от их номинальной стоимости, т. е. 15 коп. на акцию. Иностранные инвесторы могут приобретать акции Сбербанка только с разрешения Центробанка.

ОАО Сбербанк России - крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, на долю которого проходится около 30 % активов российской банковской системы, основной кредитор национальной экономики. Учредителем и главным акционером Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60 % голосующих акций). Акционеры банка - более 200 тысяч физических и юридических лиц.

Преимуществом банка является наличие обширной филиальной сети, объединенной в единую расчетную систему, позволяющую осуществлять платежи практически в любую точку РФ.

Банк имеет самую разветвленную филиальную сеть в России: 18 территориальных банков, более 20 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений, а также дочерние банки в Казахстане и на Украине.

Сознавая свою социальную ответственность как крупнейшего банка страны, Сбербанк продолжает уделять самое пристальное внимание участию в реализации социальных проектов. В прошлом году была разработана и принята Корпоративная благотворительная программа Сбербанка, направленная на поддержку детских домов ребенка, продолжена совместная программа с Фондом помощи детям с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями, за что банк получил высокую оценку Правительства России.

На сегодняшний день, Сбербанк дает людям уверенность и надежность, делает их жизнь лучше, помогая реализовать стремления и мечты. Клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Сбербанка как организации.

Сбербанк России осуществляет следующие банковские операции:

1) привлечение и размещение денежных средств физических и юридических лиц;

2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

3) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

4) покупка и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

5) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

6) выдача банковских гарантий, поручительств за третьих лиц по обязательствам в денежной форме, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

7) брокерские и консультационные услуги, лизинговые операции;

8) другие операции по банковскому обслуживанию клиентов по лицензии ЦБ РФ.

Каждой организации и каждому члену коллектива необходима цель, которая бы определяла смысл и содержание их деятельности. Новые горизонты развития банка, новые качественные задачи предъявляют особые требования к коллективу сотрудников, осознанию и разделению ими философии и ценностей, пониманию смысла и важнейших принципиальных основ и содержания деятельности банка, которые выражены в его миссии.

Миссия банка: банк дает людям уверенность и надежность, банк делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты;банк строит одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.

Миссия банка подчеркивает важнейшую роль в экономике России и нашу особую социальную роль в обществе - поддержание в нем уверенности, надежности и стабильности. Миссия банка однозначно определяет, что клиенты банка, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации.

Миссия устанавливает амбициозную цель устремлений банка - стать одной из лучших финансовых компаний мира. Она также подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем. На рис. 1 представлено дерево целей «Сбербанка России».

Рис. 1. Дерево целей ОАО «Сбербанк России»

Приоритетные задачи работы с клиентами:

- существенное улучшение качества обслуживания клиентов, повышение их удовлетворенности продуктами и обслуживанием в Сбербанке;

- увеличение доли в активах банковской системы России за счет укрепления позиций на основных сегментах финансового рынка;

- развитие новых направлений бизнеса: страхование, инвестиционно- банковские услуги;

- развитие операций за рубежом.

Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Ценности банка определяют тот набор правил, критериев и требований, которые Банк будет предъявлять к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды банка. Ценности банка - это свод принципов, исходя из которых руководители банка будут ставить цели, и определять, достигнуты ли они. На основе этих ценностей будут создаваться, и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, строиться системы управления внутри банка, а также взаимоотношения банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Ценности банка:

- порядочность;

- стремление к совершенству;

- уважение к традициям;

- доверие и ответственность;

- взвешенность и профессионализм;

- инициативность и креативность;

- командность и результативность;

- открытость и доброжелательность;

- здоровый образ жизни (тело, дух и разум).

В рамках стратегии развития банк ставит перед собой цели по 4-м основным направлениям:

1. Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 г. в 2-3 раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц), доля в активах банковской системы на уровне 25-30%.

3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.

4. Операции на зарубежных рынках: Поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках Казахстана, Белоруссии и Украины, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России до 5-7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moodys Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moodys присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

Северо-Кавказский банк Сбербанка России - крупнейшее в регионе кредитно-финансовое учреждение. Сегодня это современный универсальный, эффективный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Располагается по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина д. 361.

Северо-Кавказский банк - активный оператор на финансовом рынке региона. Его доля на рынке привлеченных средств юридических лиц составляет 49%, а на рынке частных вкладов - около 73%. В общей сложности жители и предприятия региона хранят в банке почти 262 миллиарда рублей, что на треть больше, чем в начале 2013 года.

Он занимает более трети (36,6%) рынка розничного кредитования региона, а объем ссуд, предоставленных населению, по итогам 2013 года превысил 48,4 млрд. рублей. Офисы банка ежедневно посещают порядка 65 тысяч человек, а количество совершаемых операций через удаленные каналы связи в семь с половиной раз больше, - полмиллиона в день.

Разветвленная сеть структурных подразделений Северо-Кавказского банка позволяет обслуживать большинство населенных пунктов Ставрополья, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чеченской Республики. В настоящее время в нее входят 8 отделений и 567 внутренних структурных подразделений по всему региону. Из них 54% работают без перерывов, а 44% - по выходным.

Банк активно участвует в финансировании федеральных, региональных экономических и социальных программ. При инвестиционной поддержке банка реализуются десятки крупных и сотни средних бизнес-проектов в аграрной, перерабатывающей, строительной и других отраслях экономики, строятся жилые, офисные и торгово-развлекательные комплексы, автосалоны и заводы. По итогам 2013 года банк вложил в экономику региона 131 млрд. рублей, что на 36% больше, чем в 2012 году.

Главный конкурент «Сбербанка» на российском рынке - банк ВТБ. Но целый ряд преимуществ выделяет Сбербанк среди конкурентов на рынке банковских услуг. Он обладает широчайшей филиальной сетью на территории России. В ее составе - более 19 000 отделений.Банк проводит активную экспансионистскую политику на рынке банковских услуг СНГ. Среди стратегических задач банка - выход на рынки Индии и Китая. Ведущие рейтинговые агентства присвоили "Сбербанку" высокий рейтинг надежности (BBB по версии Fitch, Baa1 по версии Moodys). Роль Сбербанка для экономической жизни России уникальна - это главный кредитор национальной экономики.

Влияние факторов непосредственного окружения на СБ РФ «Северо-Кавказский банк» представлено в таблице 1.

Таблица 1. Факторы непосредственного окружения

Фактор

Проявление

Возможная реакция со стороны предприятия

Влияние на предприятие

Предприятия, сотрудничающие с банком в рамках кредитования

Развитие выгодных внешних связей

Снижение комиссий и предложение кредитования на льготных условиях позволит увеличить число предприятий, сотрудничающих с банком

Увеличение количества банков-конкурентов

Конкуренты

Предложение более выгодных условий по сравнению с условиями внешней среды

Отсутствие многих видов кредита. Более выгодные условия предоставления кредита (комиссии, проценты). Наличие «скрытых комиссий» в самых выгодных кредитах. Долгое зачисление денежных средств за уже проданный в кредит товар.

Минимальное время оформления кредитов. Минимальный пакет документов для оформления кредита (паспорт). Возможность «доплачивать» предприятиям за сотрудничество в области кредитования

Государственные органы власти

Контроль со стороны внешней среды

Увеличение количества предприятий, сотрудничающих с банком по программам кредитования за счет принятия нового закона о розничной торговле.

Слабая законодательная база. Наличие неплательщиков, затраты на судебные разбирательства.

Потребители (клиенты)

Увеличение доходности за счёт взаимодействия с внешней средой на выгодных условиях

Желание получить кредит с минимальными затратами. Предложение долгосрочных отношений добросовестным клиентам банка (кредиты на более выгодных условиях, льготные условия получения кредита). Наличие большой клиентской базы.

Нежелание клиентов выяснять, где условия лучше. «Где быстрее - там лучше». Насыщенность рынка услугами кредитования населения. Более 50 % населения России уже имеют кредит в каком-либо банке.

Делись добром ;)