logo
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад №8"

3.1 Государственный музей политической истории России

В ходе прохождения учебной практики мы посетили Государственный музей политической истории России, для того чтобы закрепить теоретические знания, которые я получила при изучении дисциплин в ВУЗе. Экскурсия была разделена на 2 этапа, основной частью первого этапа было посещение особняка М. Ксешинской, во втором этапе мы продолжили экскурсию в особняк Бранта.

Рис. 5 - Билет на 1 экскурсию

Рис. 6 - Билет на 2 экскурсию

Рис. 7 - Наша группа после экскурсии с преподавателем А.Н. Гарявиным. Особняк М. Кшесинской. Архитектор А. фон Гоген, 1904-1906 гг.

Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном. М. Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой и классической законченностью. В это время, когда она была хозяйкой особняка, в нем бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века как Ф. Шаляпин, А. Павлова, С. Дягилев и др. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость М. Кшесинской к членам царской семьи заставляет ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уезжает из России). Его занимают солдаты Петроградского бронедивизиона, а затем в его помещениях разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. Ленин, члены ЦК И. Сталин, Г. Зиновьев и др. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.

После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.

Рис. 8. Белый зал особняка Кшесинской. Особняк В. Бранта. Архитектор Р. Мельцер, 1909-1910 гг.

Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта построен в 1909-1910 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора конца XIX- начала XX вв. Романа Федоровича (Роберта Фридриха) Мельцера.

Рис. 9. Вход в особняк Бранта

Владелец особняка, В. Брант, являлся управляющим торговым домом "Брант Э.Г. и Ко", потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, членом совета Петербургского учетного и ссудного банка. Он специализировался на торговле лесом, состоял членом правления Товарищества Беломорского лесного завода и директором Товарищества Кемских лесопильных заводов. В 1917 г., сразу после революции, В. Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал М. Калинин, находившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Впоследствии здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк В. Бранта - часть музейного комплекса. В особняке Бранта сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами. Стены украшены барельефами античной тематики.

Рис. 10. Дубовая лестница