Нормативное и информативное влияние
Глава 3. Внешний и внутренний конформизм
Исследования влияния малой группы на процесс психических явлений и поведение индивида связаны с изучением конформизма. Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951 г.
На степень выраженности конформизма оказывают влияние следующие факторы: пол индивида, возраст социальный статус, психическое и физическое состояние.
Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек.
Под конформизмом люди понимают изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления, которое может осуществляться одним человеком, но так же давлением группы.
Конформизм бывает внешним и внутренним, пассивным и активным, осознанным и бездумным.
Внутренний конформизм - человек реально меняет свои взгляды и внутреннюю позицию. Согласие и одобрение, свойственное конформизму, включает в себя действия и убеждения в соответствии с социальным давлением, при котором человек действует так, как другие, но это соответствует его убеждениям, поэтому он согласен с этими действиями.
Внешний конформизм - человек подчиняется внешне, чтобы не нарываться на проблемы с окружающими или властью, при этом внутреннее остается при своих взглядах и своем мнении.
Глава 4. Нормативное и информативное влияние
деловой малый группа уманский
Человек изменяет свое поведение или убеждения под давлением общества, группы, к которой он себя относит. Выделяют две причины проявления конформизма:
а) желание быть принятым группой - нормативное влияние;
б) желание получить важную информацию - информационное влияние.
Информативное влияние проявляется тогда когда человек, не входя в данную референтную группу, хочет играть определенную роль, связанную с этой группой. Поэтому он собирает информацию об этой группе и следует ее принципам. А нормативное влияние проявляется в том, чтобы принадлежать к определенной референтной группе, человек обязан следовать всем ее правилам - иначе он не будет принят в данную группу. Индивид, желающий показать, что он является определенным типом личности или членом определенной референтной группы, должен использовать некие символы. Референтные группы оказывают влияние на индивида.
Одна целей информативного влияния -- составить себе точное представление о реальной действительности. Люди испытывают очень сильную потребность оценивать правильность своих убеждений. Некоторые убеждения могут быть проверены путем сравнения с объективным физическим эталоном. Чтобы определить достоверность таких убеждений, мы должны сравнить свою точку зрения с мнениями других людей. Если они с нами согласны, мы чувствуем уверенность. Если же они с нами не согласны, мы теряем уверенность в себе.
В тех случаях, когда люди не уверены в правильности своих убеждений и думают, что суждение других ближе к истине, они часто проявляют конформизм, чтобы устранить неуверенность. При этом имеет место информационное влияние.
Библиография
1. Общая психология В.В. Богословская, А.Г. Ковалев Просвещение Москва 1991 стр 102 - 123
2. Психология учебник Под ред. доктора психологических наук, профессора А.А. Крылова Москва 2000 стр 313-349
3. Психология учебник Р.С. Немов Москва Высшее образование 2007 стр 531 - 551
4. Психология А.В. Петроский, М.Г. Ярошевский Москва 2001 стр 262 - 290
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53
6. http://www.vash-psiholog.info
7. http://www.psychologos.ru