Анализ компании и формирование стратегии на примере ОАО "Аэрофлот"

курсовая работа

2.1 PEST-анализ внешней среды

"right">Таблица 2.1

PEST-анализ для ОАО «Аэрофлот»

Р

Политика

Е

Экономика

1

Законодательство РФ

1

Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) в стране, отрасли, смежных отраслях

2

Реализация федеральных и региональных программ и проектов

2

Прогнозируемый уровень инфляции

3

Государственное влияние в отрасли, включая долю государственной собственности

3

Динамика курса российского рубля к доллару США и евро

4

Государственное регулирование конкуренции в отрасли

4

Экспортно-импортная политика в отрасли

5

Государственное влияние в отрасли, включая долю гос. собственности

5

Динамика ВВП

6

Регулирование экспортно-импортной деятельности и зарубежных инвестиций

6

Изменение основных издержек организации (затраты на энергоносители, услуги связи, коммунальные услуги, затраты на сырье и материалы и т.д.)

7

Антимонопольное регулирование

7

Уровень безработицы

8

Наличие групп давления (лобби)

8

Инвестиционная активность

9

Система контрольных цен и их регулирование

Курс валют

S

Социум

Т

Технология

1

Изменения в базовых ценностях, в уровне и стиле жизни

1

Государственная технологическая политика

2

Экологический фактор

2

Значимые тенденции в области НИОКР

3

Отношение к работе и отдыху

3

Новые патенты, тенденции в трансферте технологии

4

Структура занятости

4

Технологические изменения в отрасли, оценка скорости изменения и адаптации новых технологий

5

Изменение структуры доходов

5

Новые продукты, темпы их разработки

6

Общественное отношение к бизнесу

6

Государственные и негосударственные расходы на науку и технику

Демографические изменения

Политика:

Сфера воздушных перевозок регулируется государством через ряд основных законодательных актов, таких как Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ, Федеральный закон от 8 января 1998 г. №10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" (с изменениями от 29 апреля 2008 г.), постановления Правительства РФ.

Согласно ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации: разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации; реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности РФ, реализации внешней и внутренней политики РФ; координирует международное сотрудничество РФ в области развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных авиационных проектов с участием РФ и осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него федеральными законами и указами Президента РФ.

Деятельность Правительства нацелена на содействие экономическому развитию РФ, расширение международного сотрудничества РФ, удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках и защита их прав, совершенствование и модернизацию научно-технического потенциала авиации и обеспечение ее конкурентоспособности.

Регулирование этих вопросов носит прямой характер, и все организации в отрасли обязаны подчиняться установленным законодательством правилам.

В 2013 году были подписаны Основные направления деятельности Правительства РФ, в которых большая роль уделяется показателям транспортной подвижности населения. Сформулированы среднесрочные планы по увеличению этого показателя на 40%. И большая роль в этом вопросе принадлежит авиаперевозкам.

В 2013 году в федеральном бюджете предусмотрено 3,5 млрд рублей для обеспечения авиасообщения между Дальним Востоком и Сибирью и европейской частью страны. Около 500 млн. рублей выделяется на субсидирование авиасообщения с Калининградом. Кроме того, на базе ряда аэропортов Крайнего Севера и других удалённых территорий созданы федеральные казённые предприятия, и на их субсидирование направляется около 3 млрд. рублей. Также более 2 млрд. предназначено для обновления парка региональных самолётов. Использование этих средств предусматривает формирование и улучшение востребованной сети маршрутов, обеспечение регулярности рейсов, а также регулирование стоимости билетов.

Также согласно постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. №848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" в РФ предусмотрена реализация мероприятий (до 2015 года) по развитию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, что обеспечит формирование опорной сети аэропортов, строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос. Благодаря реализации этой программы планируется увеличить количество перевозимых пассажиров, а также существенно обновить парк самолетов.

Таким образом, посредством законодательных актов происходит регулирование сферы авиаперевозок государством, контролируются направления в развитии компаний в этой отрасли так, чтобы они соответствовали общему развитию страны, а также содействовали международному сотрудничеству с другими странами. Все компании должны отслеживать изменения в законодательных актах и соблюдать установленные законами стандарты.

Экономика:

Мировой финансовый кризис повлиял на сферу авиаперевозок и даже вызвал уход с рынка некоторых компаний, например, «Дальавиа», «Омскавиа», «Сибавиатранс» и некоторых другие. Государственная помощь в данном случае заключалась в проведении мер по уменьшению долгового бремени таких фирм, а финансовая помощь оказывалась только крупным авиакомпаниям. Но статистика показывает, что все крупные авиакомпании, несмотря на падение спроса, затем вновь вернулись к нормальным показателям работы.

Экономическая ситуация в России после кризиса 2008 года стабилизировалась, многие сектора экономики демонстрируют признаки роста, это также и касается сферы авиаперевозок - в 2010 году российская авиатранспортная отрасль вернулась на траекторию роста. За последние 3 года темпы роста авиаперевозок в стране увеличивались на 15-17%. На рынке по-прежнему сохраняются несколько крупных лидеров, которые контролируют отрасль.

Немаловажным фактом является вступление России в ВТО. Вступление повысит уровень конкуренции на рынке региональных авиаперевозок, повлечет приход иностранных компаний, а также повлияет на изменения тарифов на авиаперевозки, в частности должно привести к удешевлению авиаперевозок на Дальнем Востоке, а также между этим регионом и остальной территорией страны.

Также стоит отметить, что динамика пассажиропотока имеет тесную связь с динамикой реального ВВП и доходами населения. Чем ниже темп роста реального ВВП, тем ниже будет уровень пассажиропотока в отрасли.

Крупнейшая составляющая издержек фирм этой отрасли - топливные расходы. Несмотря на рост цен на топливо, компаниям удается увеличивать эффективность перевозок. Это достигается за счет повышения эффективности эксплуатации парка, а также оптимизации маршрутной сети. Также крупными статьями расходов являются расходы по обслуживанию судов и по оплате труда. Здесь компании находят различные способы, чтобы сэкономить на этих показателях, прибегая к модернизации парка, формированию расписаний, а также изменениям в кадровом составе.

Инновационная деятельность в сфере авиаперевозок сейчас очень актуальна, она включает разработку, представление новаторских идей в сфере организации инфраструктуры авиаперевозок, внедрение новых видов воздушных судов, удовлетворяющих международным требованиям по эксплуатации на внутренних и внешних линиях, реализацию проектов по внедрению передовых информационных технологий оказания услуг пассажирам и управления бизнесом с помощью инвестиций, осуществляемых финансовыми и частными компаниями, с учётом взаимодействия с государственными структурами. В настоящее время все новаторские идеи, так или иначе, связаны с высокими наукоёмкими технологиями. Для развития инновационной деятельности авиакомпаний в сфере авиаперевозок используются различные механизмы привлечения инвестиционных средств. К ним можно отнести механизмы фондового рынка, поскольку уставный капитал авиакомпаний может быть увеличен за счет роста номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций, а также лизинговые операции по приобретению самолётов и оборудования. Еще одной формой привлечения инвестиций является госбюджетное финансирование через систему госзаказов, где посредством тендеров и конкурсов различные компании предлагают проекты летательных аппаратов и инфраструктуры сферы авиаперевозок.

Для авиакомпаний характерна высокая подверженность валютным рискам. Часть доходов и расходов компаний номинированы в иностранной валюте, что обуславливает влияние на деятельность компаний процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом, а также повышает подверженность рискам, связанным с возможными изменениями в валютном регулировании. Поэтому компании стараются снижать валютные риски за счет контроля над балансом денежных потоков.

Таким образом, влияние экономических факторов имеет большое значение, так как от него зависит эффективность деятельности авиаперевозчиков. Компании должны отслеживать экономические факторы, динамику их изменений и в соответствии с ними строить стратегию своей деятельности.

Социум:

В настоящее время в мире люди все чаще в качестве средства передвижения выбирают самолеты, поскольку перелеты позволяют экономить больше времени, что важно, например, когда человек едет в отпуск или на деловую встречу. При этом люди, отдавая предпочтения более теплому климату или лучшим условиям отдыха, все чаще выбирают для отдыха другие страны, путешествие в которые совершают воздушным транспортом. Что касается сферы бизнеса, то в условиях стирания национальных границ между компаниями, а также размещения фирм на нескольких территориальных рынках, основным способом быстрого путешествия и обеспечения связи с другими центрами являются авиаперевозки. Поэтому воздушный транспорт является важным фактором как в вопросах отдыха, так и в вопросах бизнеса. И в сознании людей перелет не является больше роскошью, а является наиболее распространенным и безопасным видом передвижения людей.

Также в силу более высокой стоимости билетов на авиатранспорт по сравнению с другими видами транспорта, большое влияние оказывает уровень среднедушевого денежного дохода населения. Чем он выше, тем лучше, значит у населения есть возможность выбора более дорогого вида транспорта - авиа.

По данным государственного комитета статистики, среднемесячная начисленная заработная плата в январе 2013 г. составила 27340 рублей и по сравнению с январем 2012 г. выросла на 15,6%. Этот показатель характеризует покупательную способность граждан, а следовательно, и их возможность покупки авиабилетов. В целом, динамика изменения заработной платы населения имеет тенденцию к росту, а значит спрос на услуги авиакомпаний остается стабильным.

Что касается данных о занятости, то в России наблюдается за последний 2012 год уровень безработицы в 6,2%, что на 1,6% ниже, чем в 2011 году. Этот показатель говорит о восстановлении экономики, в том числе после кризиса 2008 года, а общая ситуация в стране несомненно важно для предприятий транспорта, в том числе авиационного. Снижающийся уровень безработицы говорит о росте экономически активного населения, которое является потенциальными клиентами авиакомпаний.

Из демографических процессов наибольший интерес представляет миграция. За 2012 год в Россию прибыло 2966,263 тысяч человек, а выбыло 2748,721 тысяч человек, то есть, обеспечен миграционный прирост 217542 человека. Также число мигрантов, переселяющихся в пределах России, увеличилось на 560,4 тыс. человек, или на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И эти показатели будут продолжать расти. Таким образом, активность миграционных процессов является еще одним фактором, который положительно сказывается на развитии воздушного транспорта, так как по статистике более 50% людей выбирают именно воздушный транспорт.

В настоящее время большую актуальность приобрели исследования воздействия авиационного транспорта на окружающую среду. Поэтому в целях соблюдения стандартов в отрасли, любая авиакомпания должна следовать ряду норм, чтобы снизить свое негативное воздействие на окружающую среду. К таким стандартам относятся:

· модернизация и обновление самолетного парка,

· внедрение передовых и совершенствование существующих технологий и материалов, обеспечивающих наиболее экологически безопасное техническое обслуживание воздушных судов,

· замена устаревших энергоемких типов воздушных средств на топливоэффективные,

· сокращение энергоемкости операционной деятельности путем внедрения ресурсосберегающих процессов и технологий,

· оптимизация маршрутной сети и применение новых технологий пилотирования, способствующих снижению шума и выбросов загрязняющих веществ от двигателей воздушных судов в атмосферу,

· управление отходами с целью минимизации их воздействия на окружающую среду с акцентом на вторичную переработку сырья.

Все эти меры призваны определить те компании, которые соответствуют современным представлениям о качественных, безопасных и экологически чистых полетах. И каждая авиакомпания постоянно должна работать над их улучшением и контролировать передовые для отрасли стандарты в области защиты окружающей среды, принимаемые на Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА).

То есть отслеживание социальных изменений, предпочтений потребителей, уровня их дохода влияет на формирование стратегии, и в случае правильного прогнозирования, компания увеличивает свою клиентскую базу, а вместе с тем повышает доходность.

Технология:

Отрасль авиаперевозок зависима от изменений в технологиях. Именно внедрение новых программ и методов обслуживания позволяет успешно конкурировать компаниям на этом рынке. Среди основных изменений в технологиях можно выделить недавно введенные электронные билеты, посадочные талоны со штрих - кодом, стойки самостоятельной регистрации пассажиров, которые сделали более удобным и упрощенным процесс путешествия для людей.

Представление таких технологий происходит на Международных пассажирских симпозиумах (WPS). В 2012 году один из них прошел при участии 600 мировых лидеров, представляющих всех основных участников цепочки туриндустрии, включая авиакомпании и аэропорты, технологические компании и турагентства. Здесь рассматривались различные технологии, которые упрощают все процессы для клиентов, что является основной целью авиакомпаний.

Фирмы для поддержания своей конкурентоспособности должны следовать тенденциям в изменениях технологий в сфере авиаперевозок. Своевременное введение автоматизированных методов обслуживания повышает качество оказываемых услуг, а также конкурентоспособность компании, что является неотъемлемым фактором успешного существования фирмы.

Таким образом, отрасль авиакомпаний подвержена влиянию со стороны государства, внешнеэкономических и внутриэкономических факторов, изменений в научной и технологической среде, изменений в обществе и каждая компания должна учитывать эти многочисленные факторы для поддержания своей конкурентоспособности и дальнейшего развития.

Делись добром ;)