Общефирменный анализ ОАО "Алые паруса"

курсовая работа

1.2 Исследование внешней и внутренней среды

При формировании маркетинговой стратегии фирмы, прежде всего, учитывают тенденции развития спроса и внешней маркетинговой среды

Если в прежние времена предприятия могли планировать свою деятельность, опираясь только на внутреннюю среду (микросреду), то с переходом на рыночную экономику предприятиям приходится учитывать и внешнюю среду (макросреду).

Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду факторами демографического, экономического, природного, технического, политического, правового, и культурного характера.

PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Основные факторы макроокружения предприятия представлены в таблице 2, построенной с помощью PEST-анализа. В ней обосновывается, какие из факторов способствуют ("+"), какие затрудняют ("-") развитие фирмыа также выявляется возможное противоречивое влияние факторов (т.е. и "+", и "-").

Таблица 2-Макроокружение предприятия

Фактор макроокружения

Способствует (+)

Затрудняет (-)

1

Ориентация на рыночное регулирование экономики

+

2

Стабильность в обществе

+

3

Нормативно-правовая база

+

-

4

Уровень инфляции

-

5

Объем промышленной продукции

+

6

Уровень безработицы

-

7

Денежные доходы потребителей

+

8

Тарифы на энергоресурсы

+

-

9

Изменение курса валют

-

10

Монополизация экономики

-

11

Налоговая политика

+

-

12

Процентные ставки

+

-

13

Мобильность населения

+

14

"Старение населения"

+

-

15

Уровень образования

+

16

НТП в сфере производства

+

17

НТП в социальной сфере

+

Результаты анализа внешней среды маркетинга (на российском рынке) для фирмы ОАО "Алые паруса":

Политическая среда

До недавнего времени политическая ситуация в стране была крайне нестабильной, но в последние несколько лет в связи с оживлением российской экономики постепенно происходит стабилизация политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения. Значительно уменьшилась вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации. Остается большое влияние олигархических структур на власть. Недоверие общества власти.

Экономическая среда

Рост внутреннего платежеспособного спроса позволил российским предприятиям погасить задолженность перед правительством и другими инвесторами, увеличить нагрузки производственных мощностей и наладить выпуск основных видов продукции. В итоге рентабельность отрасли в этот период возросла, снизились затраты, выросла среднемесячная заработная плата, увеличилось число рабочих мест. Важная проблема мебельных предприятий - недостаток инвестиций. Отрасль малопривлекательная для инвестиций, в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством законодательства. Проблема усложняется неустойчивыми показателями финансово экономической деятельности предприятий мебельной промышленности.

Социальная среда

Отток молодых специалистов, что порождает проблему старения кадров, которые с трудом осваивают новые технологии. Сравнительно низкая заработная плата и производительность труда в отрасли и по России в целом. Недостаток высококвалифицированных специалистов. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Нужно улучшать условия труда и быта для работников предприятий, совершенствовать систему стимулирования.

Культурная среда

Высокий уровень коррупции и преступности в целом по стране.

Организационная культура российских предприятий на сегодняшний день не развита и находится на стадии формирования. Необходимо способствовать образованию организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Низкий уровень трудовой дисциплины.

Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование.

Правовая среда

Продукция ОАО "Алые паруса" не является новой на российском рынке, обладает достаточной патентной чистотой и высокой степенью патентной защиты. Продукция имеет товарную марку, что значительно повышает ее конкурентоспособность. Также имеются различные сертификаты (сертификат соответствия, гигиенический сертификат)

В настоящее время мебельная промышленность находится в неблагоприятном состоянии. Необходимы усиление государственного регулирования в области лесной сферы и разработка четкой законодательной базы. Правительством РФ рассмотрены и одобрены предложения по "Основным направлениям развития лесной промышленности".

Научно-техническая среда

С каждым годом совершенствуются технологии производства, внедряются совершенно новые технологические процессы, которые способствуют повышению производительности труда, улучшению качества продукции, появляются новые прогрессивные материалы, высокопроизводительное оборудование и инструменты и технологическая оснастка. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.

Морально устаревшее и изношенное оборудование, отсутствие нового современного оборудования крайне негативно отражается на конкурентоспособности российской мебели. Отсутствие в России современного деревообрабатывающего машиностроения, способного производить технику, соответствующую мировым стандартам.

Экологическая среда

Люди стремятся покупать продукцию из экологически чистого сырья. С каждым годом увеличивается давление экологов

На сегодняшний день на российском рынке функционирует множество мебельных фирм. Основными являются три мебельных гиганта - ПМО "Шатура", "Москомплектмебель" и АО "Электрогорскмебель". На их долю приходится около четверти российского производства мебели, еще 30% делают сорок менее крупных предприятий. Половину всей мебели в стране выпускают 4000 мебельных предприятий, причем это новые фирмы, родившиеся в эпоху реформ, которые располагают высококлассными профессиональными кадрами.

В пределах страны в целом ОАО "Алые паруса" занимает незначительную долю рынка. В Иркутской области рыночная доля предприятия составляет около 15%.

Объем реализации продукции предприятия ОАО "Алые паруса" составляет:

300 - 350 млн. руб. в год,

20 - 25 млн. руб. в месяц.

Основными конкурентами ОАО "Алые паруса" являются отечественные ОАО "Меркан", "Шатура" и зарубежные "Мебель Италии" - фирмы занимающиеся производством и реализацией мебели продукции строительно-ремонтного направления. Продукция ОАО "Алые паруса" и продукция конкурентов не однообразная и рассчитана на разные рыночные сегменты

Продукция ОАО "Алые паруса" не очень высокого (среднего) качества, но ее цена значительно ниже, чем у фирм конкурентов, что делает ее доступной для большинства потребителей. Продукция нашего предприятия пользуется высоким спросом у жителей города Усть-Илимска и Иркутской области, имеющих средний доход. Как каждый производитель предлагает продукцию, рассчитанную на определенный сегмент, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы. Спрос на рынке мебели явно ненасыщен и фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий, поэтому интенсивность конкуренции невысокая. Появление на рынке крупного лидера в ближайшее время маловероятно. Цели и мотивы покупок данного товара: Мебель - один из основных товаров народного потребления. Она имеет большое значение в организации быта, отдыха, работы. Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без мебели. Каждому человеку нужны столы, стулья, шкафы, двери. Покупка мебели - это целенаправленный процесс и, покупая мебель, люди хотят улучшить свою жизнь, сделать ее комфортнее. Продукция нашего завода удовлетворяет потребностям потребителей в качественной, удобной, экологически чистой и красивой мебели. К современной мебели предъявляются функциональные, конструктивные, технико-экономические и эстетические требования. Функциональные требования предусматривают проектирование и изготовление мебели, которая по всей номенклатуре, форме, размерам, степени обеспечения необходимыми удобствами, взаимосвязи изделий в общем ансамбле удовлетворяла бы современным потребностям человека. Конструкция детской мебели должна способствовать физическому, умственному и эстетическому развитию ребёнка, быть лёгкой, простой по форме, локальной по цвету. Мебель учебных заведений должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для проведения теоретических и практических занятий, способствовать эффективности обучения. Конструктивные требования предусматривают проектирование и изготовление совершенных конструкций мебели, достижение её простоты, устойчивости и прочности изделия, технологичности, эксплуатационной надежности и рационального использования материалов. Технико-экономические требования определяют экономичность конструкции, характер производства (единичное, серийное, массовое), технологию, степень стандартизации, нормализации и унификации узлов и деталей в изделии. Мебель должна конструироваться из современных материалов и быть технологичной, т.е. соответствовать индустриальным методам её производства. Мебель должна сохранять свою прочность в процессе эксплуатации и отвечать требованиям действующих стандартов и другой нормативной документации. Эстетические требования предъявляются к мебели для достижения гармоничного сочетания в ней красивых, удобных, целесообразных, простых и лаконичных форм. Эстетичность мебели и её современность определяются функциональным совершенством, единством формы, конструкции, материала и технологии и зависит от отделки, которая обеспечивает целостность восприятия формы, её гармоничность.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна знать свои сильные и слабые стороны, уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открываться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выявление того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Для этого составляется SWOT-Анализ (таблица 8)

Таблица 3- SWOT-Анализ ОАО "Алые паруса"

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

1.Открытие новых гостиниц и ресторанов поражает развитие спроса на мебель;

2.Развитие малого бизнеса повышает спрос на недорогую офисную мебель;

3.Увеличение рождаемости повышает спрос на детскую мебель;

4.Увеличение количества учебных учреждений поражает спрос на скамьи, парты, письменные столы, компьютерные столики.

Угрозы

1.Несовершенная система налогообложения;

2.Усиление конкуренции со стороны западных компаний и отечественных фирм получивших солидные инвестиции;

3.Уход с рынка некоторых поставщиков сырья;

4.Падение спроса на мебель отечественного производства;

5.Повышение железнодорожных тарифов и тарифов на электроэнергию

Сила

1.Широкая номенклатура выпускаемой продукции;

2.Хорошая репутация у основных потребителей;

3.Оптимальное соотношение цены и качества;

4.Современный дизайн, удовлетворяющий потребности потребителей

5.Стабильность персонала

6.Использование экологически чистого сырья;

7.Налаженные связи с поставщиками сырья;

8.Мебель соответствует российским стандартам.

СВ

1.поддержание имиджа за счет рекламы качества и широкой номенклатуры;

2. увеличение доли рынка за счет оптимального дизайна на офисную мебель;

3. использование экологически чистого сырья при изготовлении детской мебели;

4. сконцентрировать усилия предприятия на выявление привлекательных сегментов рынка.

СУ

1. известность, широкий ассортимент продукции и хорошая репутация будут противостоять появлению новых конкурентов;

2. отслеживание изменений в налоговом законодательстве, в политике государства;

3. разработать стратегию вертикальной интеграции.

Слабость

1.Большая доля накладных расходов в структуре себестоимости продукции, что снижает резерв поддержания конкурентных цен;

2.Неприемлемые сроки вывода на рынок новых изделий

3.Несоответствие продукции международным стандартам;

4.Недостаток финансовых средств на:

-участие в выставках

-дополнительную рекламу

-обновление оборудования

-издание каталога выпускаемой продукции

СВ

1. за счет роста спроса на мебель уменьшить сроки вывода на рынок новых изделий;

2. увеличить объемы производства офисной мебели;

3. привлечение инвесторов для обновления оборудования.

СУ

1. несоответствие продукции международным стандартам усилит конкуренцию между фирмами;

2. повышение тарифов на электроэнергию приведет увеличению доли накладных расходов.

1.3 Описание дерева целей

Для успешной работы предприятие должно ясно осознавать концепции своего бизнеса, т.е. иметь представление о видах будущей деятельности и долгосрочных конкурентных позициях. Миссия организации определяет место, роль, положение предприятия в обществе, его общественный статус. Она выражает в общем виде смысл существования всей организации и определяет взаимоотношения с различными связанными с ней группами людей (с собственниками и сотрудниками организации, потребителями ее товаров и услуг, деловыми партнерами и обществом в целом).

Миссия организации - это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде.

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Различают общие цели, разрабатываемые для предприятия в целом, и специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности на основе общих целей.

Цели и задачи всех уровней должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени. Объединенные таким образом они составляют иерархическую модель, называемую "деревом целей". Концепция "дерева целей" впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент, используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Проведенный анализ среды обеспечивает базу для определения миссии и целей предприятия.

Основная цель бизнеса ОАО "Алые паруса" - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, получение общественного признания на рынке.

Миссия предприятия (главный рыночный смысл деятельности) была разработана на основе интересов сотрудников, потребителей и собственников. В своей деятельности предприятие преследует цели, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Система целей предприятия ОАО "Алые паруса"

Номер уровня

Номер цели

Наименование цели

0

0

Миссия - увеличение эффективности работы предприятия с целью удовлетворения потребностей потребителей в удобной и красивой мебели, отвечающей всем законам эргономики и экологии

1

1

2

3

Увеличение доли рынка

Максимизация прибыли

Формирование положительного имиджа

2

1.1

1.2

1.3

Маркетинговые исследования

Разработка концепции рекламы

Привлечение новых клиентов

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Ввод нового оборудования и технологий

Снижение себестоимости

Оптимизация ассортимента

Сохранение постоянных клиентов

Усовершенствование процесса управления

3.1

3.2

3.3

Благотворительные акции, спонсорство

Социальное обеспечение работников предприятия

Получение сертификатов соответствия высоким стандартам

3

1.1.1

1.1.2

1.1.3

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.3.1

1.3.2

Сегментация рынка

Анализ конкурентов

Изучение спроса

Участие в ярмарках

Разнообразные эксклюзивные эмблемы и слоганы

Массовые рекламные акции с разнообразными призами

Контроль за качеством продукции

Расширение ассортимента

2.1.1

2.1.2

2.2.1

2.2.2

2.4.1

2.4.2

2.5.1

2.5.2

Прведение собственных исследований и разработок

Отслеживание перспективных разработок НТП

Повышение прозводительности труда

Снижение издержек производства

Предоставление различных скидок

Создание клуба постоянных клиентов и внедрение клубной карты

Обеспечение постоянного потока информации

Налаживание обратной связи

3.1.1

3.1.2

3.1.3

3.1.4

3.2.1

3.2.2

Публичное отчисление средств на благотворительные нужды (детские дома, детские сады, малоимущие семьи)

Учреждение стипендий и грантов

Участие в спортивных турнирах и других мероприятиях, проводимых администрацией города

Спонсорство научных конференций и семинаров молодых специалистов

Материальное поощрение за особые заслуги

Предоставление путевок в санатории и дома отдыха

4

1.3.1.1

1.3.2.1

1.3.2.2

Снижение брака в производстве

Использование новых материалов в производимых товарах

Продажа ранее не производимых товаров

2.1.2.1

2.1.2.2

2.1.2.3

2.2.2.1

Посещение научных выставок отраслевого оборудования

Посещение научных конференций

Подписка на специализированную литературу и периодику

Нормирование расхода материалов в производстве.

Делись добром ;)