Анализ корпоративной культуры

курсовая работа

1.2.1 Понятие и сущность корпоративной культуры

По одной из версий термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О.С. Виханский. - М.: Изд-во МГУ, 1995, с. 75 По другой версии понятие «организационная культура» было введено в 20-е гг. прошлого века выдающимся советским ученым, руководителем Центрального института труда при ВЦСПС СССР, А. Гастевым. http://www.hr-portal.ru/pages/okk/iftok.php

Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры представлена в таблице:

Табл. 1.2.1.1

Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры http://www.hr-portal.ru/pages/okk/ook.php

Год

Автор

Определение корпоративной культуры

1952

Э. Жак

Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими".

1974

Л. Элдридж, А. Кромби

Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей.

1981

У. Оучи

Организационная культура - символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях.

1985

В. Сате

Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества. Эти важнейшие понятия состоят из норм, ценностей, подходов, убеждений.

1987

К. Шольц

Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения.

1991

Г. Хофстеде

В широком смысле организационная культура - коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой.

1993

А. Мак-Лин, Ж. Маршалл

Организационная культура есть совокупность традиций, ценностей, установок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что мы делаем или о чем думаем, выполняя работу в организации.

1995

Э. Браун

Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации.

1998

Б. Карлофф

Культура корпорации - определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике.

2002

Д. Мацумото

Организационная культура - динамическая система правил, разделяемых членами организации. Такие правила включают в себя разнообразные психологические конструкты, например отношения, ценности, убеждения, нормы и поведение. Это нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые мы наблюдаем в повседневной производственной деятельности. Она имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом.

Отечественные авторы приводят следующие определения корпоративной культуры:

1) По Виханскому, организационная культура - совокупность норм, условий, ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям. Глухов, В.В. Менеджмент/ В.В. Глухов. - СПб.: «Специальная литература», 1999, с.33

2) По Глухову, организационная культура -- это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Большаков, А.С. Менеджмент/ А.С. Большаков. - СПб.: «Питер», 2000, с. 44

3) По А. Н. Занковскому: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности» http://www.emd.ru.

4) По мнению Т. Ю. Базарова: «Корпоративная культура -- сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации» http://www.emd.ru.

5) Согласно Н. Николаевой, корпоративная культура - сложная, нелинейная, открытая, самоорганизующаяся система, обеспечивающая мотивацию персонала и регулирование деятельности предприятия с учетом норм, ценностей, правил и методов управления, разделяемых и применяемых большинством его работников. Николаева, Г. Организационная культура предприятия// Человек и труд, 2006 №9 с. 78

Таким образом, существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы:

Первый определяет ее как продукт «естественного развития» организации.

Второй, наоборот, что это «искусственное» изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора.

Приверженцы третьего, наиболее распространенного подхода, считают, что организационная культура - это «смешанная», естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы. http://www.hr-portal.ru/2/node/870

Принципы корпоративной культуры можно определить следующим образом:

1)научность - использование достижений научных дисциплин;

2)системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов и элементы их культуры;

3) гуманизм - признание наивысшей ценности личности;

4) представление корпорации как части общества;

5) профессионализм исследователя. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика./В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001, с.53

1.2.2 Функции и задачи корпоративной культуры

Стратегия компании может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если сотрудники будут знать и разделять цели и задачи компании. http://www.hr-portal.ru/2/node/828

Функции корпоративной культуры:

1) воспроизводство лучших элементов и ценностей культуры;

2) оценочно-нормативная функция;

3) регламентирование и регулирование поведения;

4) познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника);

5) смыслообразующая функция - влияние на мировоззрение работника;

6) коммуникационная функция;

7) функция общественной памяти;

8) рекреативная функция - восстановление духовных сил работника в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика./В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001, с. 52

Задачи корпоративной культуры:

1) Создание ценностей;

2) Обучение и развитие персонала;

3) Укрепление командного духа коллектива;

4) Преодоление конфликтов;

5) Определение роли каждого члена команды в жизни коллектива;

6) Налаживание и баланс различных типов коммуникаций;

7) Согласование представления каждого члена управленческой команды о компании и тренинг личной эффективности;

8) Обеспечение положительного внешнего и внутреннего имиджа;

9) Создание правил и норм поведения. http://www.hr-portal.ru/2/node/870

Будучи усвоенной и принятой персоналом, корпоративная культура трансформируется в совесть, долг и ответственность, которые управляют людьми изнутри. Носителем и транслятором корпоративной культуры является в первую очередь высший менеджмент компании. Ведь миссия и цели компании -- это, прежде всего, миссия и цели ее владельцев. http://www.hr-portal.ru/2/node/828

Делись добром ;)