Анализ корпоративной культуры
1.2.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
По одной из версий термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О.С. Виханский. - М.: Изд-во МГУ, 1995, с. 75 По другой версии понятие «организационная культура» было введено в 20-е гг. прошлого века выдающимся советским ученым, руководителем Центрального института труда при ВЦСПС СССР, А. Гастевым. http://www.hr-portal.ru/pages/okk/iftok.php
Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры представлена в таблице:
Табл. 1.2.1.1
Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры http://www.hr-portal.ru/pages/okk/ook.php
Год |
Автор |
Определение корпоративной культуры |
|
1952 |
Э. Жак |
Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими". |
|
1974 |
Л. Элдридж, А. Кромби |
Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. |
|
1981 |
У. Оучи |
Организационная культура - символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях. |
|
1985 |
В. Сате |
Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества. Эти важнейшие понятия состоят из норм, ценностей, подходов, убеждений. |
|
1987 |
К. Шольц |
Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения. |
|
1991 |
Г. Хофстеде |
В широком смысле организационная культура - коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой. |
|
1993 |
А. Мак-Лин, Ж. Маршалл |
Организационная культура есть совокупность традиций, ценностей, установок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что мы делаем или о чем думаем, выполняя работу в организации. |
|
1995 |
Э. Браун |
Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации. |
|
1998 |
Б. Карлофф |
Культура корпорации - определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике. |
|
2002 |
Д. Мацумото |
Организационная культура - динамическая система правил, разделяемых членами организации. Такие правила включают в себя разнообразные психологические конструкты, например отношения, ценности, убеждения, нормы и поведение. Это нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые мы наблюдаем в повседневной производственной деятельности. Она имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом. |
Отечественные авторы приводят следующие определения корпоративной культуры:
1) По Виханскому, организационная культура - совокупность норм, условий, ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям. Глухов, В.В. Менеджмент/ В.В. Глухов. - СПб.: «Специальная литература», 1999, с.33
2) По Глухову, организационная культура -- это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Большаков, А.С. Менеджмент/ А.С. Большаков. - СПб.: «Питер», 2000, с. 44
3) По А. Н. Занковскому: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности» http://www.emd.ru.
4) По мнению Т. Ю. Базарова: «Корпоративная культура -- сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации» http://www.emd.ru.
5) Согласно Н. Николаевой, корпоративная культура - сложная, нелинейная, открытая, самоорганизующаяся система, обеспечивающая мотивацию персонала и регулирование деятельности предприятия с учетом норм, ценностей, правил и методов управления, разделяемых и применяемых большинством его работников. Николаева, Г. Организационная культура предприятия// Человек и труд, 2006 №9 с. 78
Таким образом, существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы:
Первый определяет ее как продукт «естественного развития» организации.
Второй, наоборот, что это «искусственное» изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора.
Приверженцы третьего, наиболее распространенного подхода, считают, что организационная культура - это «смешанная», естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы. http://www.hr-portal.ru/2/node/870
Принципы корпоративной культуры можно определить следующим образом:
1)научность - использование достижений научных дисциплин;
2)системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов и элементы их культуры;
3) гуманизм - признание наивысшей ценности личности;
4) представление корпорации как части общества;
5) профессионализм исследователя. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика./В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001, с.53
1.2.2 Функции и задачи корпоративной культуры
Стратегия компании может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если сотрудники будут знать и разделять цели и задачи компании. http://www.hr-portal.ru/2/node/828
Функции корпоративной культуры:
1) воспроизводство лучших элементов и ценностей культуры;
2) оценочно-нормативная функция;
3) регламентирование и регулирование поведения;
4) познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника);
5) смыслообразующая функция - влияние на мировоззрение работника;
6) коммуникационная функция;
7) функция общественной памяти;
8) рекреативная функция - восстановление духовных сил работника в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика./В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2001, с. 52
Задачи корпоративной культуры:
1) Создание ценностей;
2) Обучение и развитие персонала;
3) Укрепление командного духа коллектива;
4) Преодоление конфликтов;
5) Определение роли каждого члена команды в жизни коллектива;
6) Налаживание и баланс различных типов коммуникаций;
7) Согласование представления каждого члена управленческой команды о компании и тренинг личной эффективности;
8) Обеспечение положительного внешнего и внутреннего имиджа;
9) Создание правил и норм поведения. http://www.hr-portal.ru/2/node/870
Будучи усвоенной и принятой персоналом, корпоративная культура трансформируется в совесть, долг и ответственность, которые управляют людьми изнутри. Носителем и транслятором корпоративной культуры является в первую очередь высший менеджмент компании. Ведь миссия и цели компании -- это, прежде всего, миссия и цели ее владельцев. http://www.hr-portal.ru/2/node/828