2.2 Анализ организационной культуры ООО «Мавр»
Одним из важнейших аспектов управления ООО «Мавр» является формирование и поддержание организационной культуры.
В число используемых методов исследования организационной культуры ООО «Мавр» вошли следующие:
- наблюдение;
- устный опрос членов производственной группы;
- анализ производственной документации, отражающей нормы организационной культуры.
Культура ООО «Мавр» начала формироваться в тот момент, когда создавалась компания.
Организационная культура компании подразумевает обязательное наличие нормативных документов.
В компании приняты следующие локальные нормативные акты, относящиеся к организационной культуре (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3 - Локальные нормативные документы ООО «Мавр» содержащие нормы организационной культуры компании
Наименование документа |
Дата принятия документа |
Основное содержание документа |
|
Правила внутреннего трудового распорядка |
20.09.2003 г. |
Регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации |
|
Положение об оплате труда и премировании |
10.02.2009 г. |
Содержит подробное описание системы оплаты труда, действующей на предприятии. В нем указаны все составляющие оплаты труда: должностные оклады, тарифные ставки, доплаты и надбавки, премии и другие компенсационные и стимулирующие выплаты, полагающиеся работникам с учетом специфики работы организации, в том числе при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных |
|
Должностные инструкции |
04.02.2010 г. |
Определяют круг обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую должность, правила приема и увольнения, замещения |
Как видно из таблицы 2.3, все локальные документы, содержащие нормы организационной культуры ООО «Мавр» являются обязательными с точки зрения трудового законодательства.
Организационная культура ООО «Мавр» характеризуется множеством элементов. В ее состав входят миссия, цели, задачи и ценности компании, логотип, символика, система коммуникации, стиль взаимоотношений, традиции, ритуалы, система стимулирования, имидж компании и сотрудников, характер взаимоотношений между подразделениями и др.
Ядром организационной культуры ООО «Мавр» являются ценности, которые разделяют все сотрудники компании.
Ценности ООО «Мавр»:
- работа может быть выполнена только на «отлично»;
- интересы потребителя превыше всего;
- успех компании - это мой успех;
- настрой на взаимопомощь и поддержание хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
- не конкуренция, а сотрудничество на работе, направленное на достижение общей цели.
Место расположение компании тоже относится к организационной культуре.
На территории офиса ООО «Мавр» имеются информационные щиты фирмы, где речь идет об истории компании, ее услугах и целях, о ценностях, нормах, правилах, традициях, принятых в компании. Кроме этого на стенах приемной вывешены грамоты, сертификаты, предметы искусства. На дверях кабинетов имеются таблички с указанием наименования компании и отдела.
Наличие этих элементов создает информационную базу организации.
Организационная культура рассматриваемой компании проявляется также во внешнем виде сотрудников.
Административный персонал компании ходит на работу в офисном стиле. Рабочие снабжаются комплектом спецодежды в зависимости от времени года на которой нанесено название организации ООО «Мавр».
В компании неприемлемым считается излишек парфюмерии, обилие косметики, броские массивные украшения, мини-юбки, спортивная одежда, неопрятная прическа.
Автор выяснил, что в компании отсутствует какой-либо документ, регламентирующий внешний вид сотрудников, однако требования к офисному стилю сотрудников административного персонала присутствуют в негласных правилах, исходящих от директора ООО «Мавр».
Неотъемлемой частью имиджа компании является атрибутика.
Автор в ходе анализа выявил, что данный элемент организационной культуры в ООО «Мавр» отсутствует. В компании нет собственной символики, логотипа, отсутствуют визитки, фирменные бланки с атрибутикой компании.
Важным компонентом организационной культуры ООО «Мавр» является система коммуникаций внутри компании.
В компании очень хорошо развита организация каналов коммуникации между всеми подразделениями. Для внутренних коммуникаций в компании используются электронная почта, совещания, возможности интернет, деловая переписка, мини-АТС. Внутренняя информация компании строго конфиденциальна, она предназначена исключительно для внутреннего использования. Права доступа к тем или иным сведениям, содержащим коммерческую тайну, для каждого работника определяются индивидуально.
Для оценки удовлетворенности системой коммуникации внутри компании автор провел опрос сотрудников компании, в котором приняло участие 45 человек, что составляет 80% персонала. Автор задавал вопрос «Регулярно ли предоставляется информация о происходящих в компании событиях?». Результаты опроса представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Оценка респондентами регулярности предоставления информация о происходящих в компании ООО «Мавр» событиях, чел.
Как видно из рисунка 2.2, большинство опрашиваемых респондентов (64%) считают, что информация о происходящих в компании событиях предоставляется регулярно. 29% опрашиваемых отметили, что информация в системе коммуникаций компании предоставляется нерегулярно. 7% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.
Результаты проведенного опроса показывают, что большинство работников ООО «Мавр» удовлетворены системой коммуникации компании и регулярно получают необходимую информацию о происходящих в ней событиях.
В ООО «Мавр» приобщение к организационной культуре начинается сразу после приема на работу.
Адаптация новых сотрудников в ООО «Мавр» включает знакомство со следующими элементами организационной культуры компании:
1) история компании;
2) сведения о взаимоподчинении сотрудников внутри организации;
3) система коммуникаций;
4) декларируемые нормы поведения;
5) мотивационные программы.
Локальный документ, описывающей процесс адаптации новых работников в ООО «Мавр» отсутствует.
В исследовании был проведен выборочный устный опрос сотрудников ООО «Мавр» на предмет того, какие именно факторы организационной культуры оказали наибольшее влияние на адаптацию. В опросе приняло участие 25 человек, имеющих стаж работы в компании от 1 года до 3-х лет. В итоге была получена следующая иерархия (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Факторы организационной культуры ООО «Мавр», оказавшие влияние на адаптацию новых сотрудников
Из рисунка 2.3 видно, что наибольшее влияние на процесс адаптации нового сотрудника в ООО «Мавр» оказал человеческий фактор, а именно обучение, личное участие опытного работника. Такого мнения придерживается 56% опрошенных работников (14 человек). 32% респондентов отметили фактор «понятные нормы и правила поведения». Наименьшую долю на процесс вхождения нового сотрудника в коллектив ООО «Мавр» оказал фактор «истории, традиции» компании. Удельный вес данного фактора составляет 9% от числа опрошенных работников. Таким образом, приоритетность человеческих ресурсов (названная респондентами) определяет доминирующее влияние в адаптационном механизме.
С целью выявления стиля управления в компании ООО «Мавр» автор проекта провел опрос. В опросе приняло участие 45 человек, что составляет 80% персонала. Автор спрашивал респондентов как бы они охарактеризовали стиль управления руководителя по отношению к сотрудникам. Результаты опроса изображены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Опрос респондентов о стиле управления в ООО «Мавр»
Из рисунка 2.4 видно, что большинство респондентов (42%) считает, что в компании сложился демократичный стиль управления.
Организационная культура ООО «Мавр» предполагает нормированный рабочий день, в компании четко соблюдается трудовое законодательство.
Работники компании обеспечены всеми правами и льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, зафиксированными в локальных нормативных актах.
Таким образом, в целом анализ организационной культуры ООО «Мавр» позволил автору оценить ее как среднеэффективную. Организационная культура в компании имеется и выполняет регулирующую, мотивирующую и коммуникационную функции. В компании сложился демократический стиль управления.
- Введение
- 1. Теоретические основы организационной культуры
- 1.1 Понятие и сущность организационной культуры
- 1.2 Структура и типы организационной культуры
- 1.3 Основные методы исследования организационной культуры
- 2 Анализ современного состояния организационной культуры ООО «Мавр»
- 2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Мавр»
- 2.2 Анализ организационной культуры ООО «Мавр»
- 2.3 Достоинства и недостатки организационной культуры ООО «Мавр»
- 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Мавр»
- Заключение