Организационно-экономическая характеристика компании "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия"
3.1 Анализ факторов макросреды предприятия
Совершенно очевидно, что благополучие компании "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" зависит не только от деятельности самой компании и ее сотрудников, но и от противоборства комплексов маркетинга, применяемых различными фирмами, от тенденций и событий, происходящих в маркетинговой среде. Согласно Ф. Коттлеру, маркетинговая среда - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами компании и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. [15, с. 56]
Макросреда ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на само предприятие и на его микросреду. К таким силам, следует относить факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Для анализа макросреды "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" менеджерами компании применялась методика составления и анализа экспертных оценок. Для каждого отдельного фактора макросреды выделялись наиболее существенные критерии, которые были внесены в опросные листы. В опросных листах группа экспертов должна была проставить не только степень влияния того или иного критерия на деятельность компании, но и тенденцию (вектор) влияния данного критерия как благотворного (вектор со знаком "+") или отрицательного (вектор со знаком "-"). В качестве группы экспертов выступали сотрудники компании (менеджмент и рядовой персонал), клиенты компании, сотрудники ведущих магазинов города на рынке оказания подобных услуг.
Результаты экспертного опроса были сведены в таблицы по каждому отдельному фактору. Первая колонка любой из ниже приведенных таблиц носит наименование фактора, вторая - важность данного фактора для рынка полиграфических услуг, третья - влияние на деятельность компании, четвертая - направление и модуль влияния данного фактора, и пятая колонка - степень важности данного фактора для деятельности компании. Данные пятой колонки таблиц получены как произведение второй третьей и четвертой.
Демографические факторы оказывают на деятельность предприятия самое глобальное и существенное влияние, т.к. они определяют портрет потребителя его товаров и услуг, сотрудников, партнеров, конкурентов и т.п. В анализе демографических факторов и социальной среды выявлялось влияние следующих факторов:
количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах);
наличие и потенциальное количество потребителей вод;
Важнейшей составной частью социальной среды является социально-культурная среда, в состав которой входят жизненные ценности и традиции населения. Исследование этих факторов достаточно важно для стратегического управления, т.к. они влияют на мотивацию потребителей и сотрудников. К социально-культурной среде можно отнести следующие аспекты:
традиции и культурные ценности, уровень образования;
отношения членов общества друг к другу;
приятие или неприятие покупных вод;
отношения предприятий и общественных организаций к покупке вод;
отношения к новым видам продукции;
Данные о влиянии демографических факторов приведены в таблицах 7 и 8 приложения 3.
Данные таблицы 7 прил. 3 позволяют сделать следующий вывод: наибольшее положительное влияние на деятельность компании оказывает количество потенциальных потребителей и ассортимент. Факторы социально-культурного характера сведены в таблицу 8 прил. 3. Данные таблицы 8 прил. 3 свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования, а также отношения к приобретению вод в целом.
Рассмотрим теперь экономические факторы.
Изучение экономической среды позволяет понять, каким образом формируются и распределяются ресурсы общества. Совершенно очевидно, что эти знания являются жизненно необходимыми для компании по продаже компьютерной техники, поскольку она (компания) как раз и строит свою деятельность на использовании ресурсов. При рассмотрении экономической среды предприятие обратило внимание на следующие факторы:
характер экономики и экономических процессов (в том числе влияние инфляции и дефляции);
система налогообложения и качество экономического законодательства;
масштабы правительственной поддержки отдельных отраслей (налоги и налогообложение);
общая конъюнктура национального, регионального рынка;
размеры и темпы изменения размеров рынка;
размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;
ставка банковского процента (необходима при условии предоставления кредитов);
система ценообразования и уровень централизованного регулирования цен.
В настоящий момент складывается в общем позитивная макроэкономическая ситуация в экономике РФ.
К основным дестабилизирующим факторам следует отнести противоречивость и нестабильность налогового законодательства, неразвитость фондового и инвестиционного рынка, достаточно высокую степень государственного вмешательства в систему рыночного ценообразования
Влияние внешних экономических факторов на деятельность ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" сведено в таблице 9 приложения 4.
Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании. При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:
размеры и темпы изменения размеров рынка;
размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;
А наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:
общий уровень экономического развития;
система налогообложения и качество экономического законодательства;
уровень развития конкурентных отношений.
Влияние научно-технических факторов проявляется в общемировые тенденции развития электронных, компьютерных высоко технологичных средств коммуникации, что оказывает отрицательное влияние на производство минеральных вод. Факторы научно-технической среды проанализированы в таблице 10 приложения 5. Научно техническая среда оказывает положительное влияние на деятельность компании, что объясняется высоким уровнем механизации и автоматизации производства. Среди факторов, оказывающих наибольшее положительное влияние, следует отметить:
появление "технологических прорывов";
требования к квалификации кадров.
После подробного анализа влияния всех факторов внешней среды на деятельность компании "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" появляется необходимость сведения в единую таблицу, элементы которой будут в дальнейшем использоваться при проведении SWOT-анализа (см. табл. 11 прил.6).
Следующим элементом анализа маркетинговой среды предприятия является ее внутренняя среда или микросреда. [8, с. 256]