Организационное поведение
19. Внешняя среда фирмы: характеристика, основные элементы
Внешняя среда организации
Среда организации подразделяется:
Среда прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации:
- поставщики;
- акционеры;
- трудовые ресурсы;
- законы;
- учреждения государственного регулирования;
- профсоюзы;
- потребители;
- конкуренты.
Среда косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании:
- состояние экономики;
- научно-технический прогресс;
- социально-культурные и политические изменения;
- влияние групповых интересов;
- существенные для организации события в других странах.
Основные характеристики:
- взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других;
- сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
- подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
- неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Задачи организации по отношению к внешней среде:
1. Менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.
2. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия.
3. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.