Организация деятельности лечебно-профилактического учреждения на примере НУЗ Узловая больница на станции Белово ОАО "РЖД"

курсовая работа

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Охрана здоровья в России как услуга, оказываемая государством в соответствии с Конституцией практически всем гражданам, является общественным благом. Хорошее здоровье населения является ценностью общества и результатом функционирования всей социальной инфраструктуры, и в частности, системы здравоохранения. Государственный сектор здравоохранения должен быть бесплатным, так как обеспечение общественного блага в соответствии с Конституцией РФ - остается фундаментальной функцией государства.

Поэтому не случайно к здравоохранению сегодня наблюдается повышенное внимание со стороны органов власти.

Медицинская помощь в Российской Федерации предоставляется по трехуровневой модели: федеральный уровень, уровень субъекта Федерации и уровень муниципального образования. При этом полномочия каждого уровня власти регулируются федеральными законами. Управление в сфере охраны здоровья населения происходит на всех уровнях государственной власти и управления. Общие направления государственной политики в сфере охраны здоровья населения приобретают на уровне субъекта федерации специфические особенности, и проявляются на местах в конкретных результатах и уровне качества жизни и состояния здоровья населения.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент и Правительство. На федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В его подчинении четыре федеральных агентства: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное медико-биологическое агентство.

В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т. п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Министерство, но с учетом региональных особенностей.

Помимо органов управления здравоохранением государственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы входят в структуру 23 министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ, МВД и др.).

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации, в 2012 и 2013 годах Министерством были разработаны и утверждены важнейшие стратегические документы по повышению качества и доступности медицинской помощи, кадровой политике в здравоохранении, совершенствованию лекарственного обеспечения, развитию медицинской науки, формированию здорового образа жизни и другим основополагающим направлениям.

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2014 г. составила 143,7 миллиона человек и за год увеличилась на 319,9 тысяч человек, или на 0,3%.

Рост численности населения обусловлен как миграционным приростом, так и естественным приростом населения.

С 2006 года динамика основных демографических показателей в Российской Федерации благоприятна. Отмечается тенденция снижения естественной убыли населения, в 2013 году зафиксирован естественный прирост населения - 24,0 тыс. человек (в 2012 году - естественная убыль 4,2 тыс. человек).

За 2013 год число родившихся превысило число умерших в 1,28 раза; коэффициент естественного прироста населения составил - 0,2‰. Естественный прирост населения в 2013 году зафиксирован в 43 субъектах Российской Федерации (в 2012 году - в 41 регионе). В 2013 году общероссийский уровень рождаемости впервые с начала девяностых годов превысил уровень смертности и составил 13,2 на 1000 населения (рис. 1).

Рисунок 1 - . Динамика рождаемости и смертности (на 1000 человек)

Реализация масштабных национальных проектов с 2006 года в сочетании с повышением доли женщин, находящихся в периоде репродуктивной активности, вернула рождаемость на уровень начала 1990-х годов. В 2007 году было зарегистрировано на 8,8% больше младенцев, чем в предыдущем, в 2008-2011 годы прирост последовательно сокращался, до 0,4 % в 2011 году, а в 2012 году вновь вырос до 5,9%, в 2013 году зафиксировано снижение на 0,3%.

Снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) оказало влияние на число родившихся в 2013 году, которое снизилось по сравнению с 2012 годом на 6,3 тыс. рождений (1 895,8 тыс. детей и 1 902,1 тыс. детей соответственно). В 2013 году в Российской Федерации умерли 1 871 809 человек, что на 34 526 человек или на 1,8% меньше, чем за 2012 год (1 906 335 человек). В структуре причин смерти первое место, по-прежнему, занимают болезни системы кровообращения - 53,2% или 696,5 на 100 тыс. населения (снижение на 4,5%), на втором месте - новообразования - 15,4% или 201,5 на 100 тыс. населения, показатель вырос на 0,1%, на третьем - внешние причины - 9,1% или 119,8 на 100 тыс. населения (снижение на 4,2%), в том числе дорожно-транспортные происшествия - 14,0 на 100 тыс. населения, снижение на 0,7%, далее следуют болезни органов пищеварения - 4,7% или 61,0 на 100 тыс. населения (рост на 0,2%), болезни органов дыхания - 3,8% или 50,3 на 100 тыс. населения (рост на 4,6).

Смертность от туберкулеза снизилась на 9,8% и составила за январь-декабрь 2013 года 11,0 на 100 тыс. населения.

Снижение смертности от болезней системы кровообращения отмечается в 73 субъектах Российской Федерации, наибольшее снижение наблюдается: в Тамбовской области - на 16,0%, Смоленской области - на 15,7%, Липецкой области - на 15,2%, Тульской области - на 14,5%, Курской области - на 12,3%, Республике Тыва - на 11,6%, Ростовской области - на 11,1%, Алтайском крае - на 10,2%, Чувашской Республике - на 9,0%, Белгородской области - на 8,6% .

Снижение смертности от новообразований зарегистрировано в 31 субъекте Российской Федерации. Наибольшее снижение показателя смертности зарегистрировано: в Чукотском автономном округе - на 22,3%, Ямало-Ненецком автономном округе - на 15,7%, Новосибирской области - на 6,7%, Тамбовской области - на 6,3%, Сахалинской области - на 5,6%, Карачаево-Черкесской Республике - на 4,0%, Вологодской области и Республике Татарстан - на 3,9%, в г. Москве и Тюменской области - на 3,6%.

Снижение смертности от внешних причин наблюдается в 65 субъектах Российской Федерации, наибольшее снижение показателя смертности отмечается: в Республике Ингушетия - на 30,5%, Чукотском автономном округе - на 18,5%, Еврейской автономной области - на 17,5%, Чеченской Республике - на 13,6%, Орловской области - на 13,4%, Республике Карелия - на 13,2%, Ивановской области - на 11,6%, Республике Алтай - на 11,5%, Ростовской области - на 11,2%.

Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий отмечается в 46 субъектах Российской Федерации, наибольшее снижение показателя смертности наблюдалось: в Иркутской области - на 63,0%, Алтайском крае - на 58,2%, Хабаровском крае - на 57,3%, Республике Марий Эл - на 44,5%, Рязанской области - на 34,8%, Ненецком автономном округе - на 32,9%, Кемеровской области - на 29,2%, Пермском крае - 24,2%, Смоленской области - 22,8%, Республике Калмыкия - на 21,9%.

Самые высокие показатели смертности от дорожно-транспортных происшествий в январе-декабре 2013 года зарегистрированы в Республике Тыва - 36,8 на 100 тыс. населения (за аналогичный период 2012 года - 38,2), Ленинградской области - 28,6 (за аналогичный период 2012 года - 29,7), Республике Калмыкия - 26,7 (за аналогичный период 2012 года - 21,9), Курганской области - 25,5 на 100 тыс. населения (за аналогичный период 2012 года - 25,8), Карачаево-Черкесской Республике - 25,0 (за аналогичный период 2012 года - 23,8).

Снижение смертности от туберкулеза отмечается в 63 субъектах Российской Федерации, в 4 субъектах Российской Федерации показатель не изменился, наибольшее снижение показателя смертности наблюдается: в Карачаево-Черкесской Республике - на 61,5%, Ямало-Ненецком автономном округе - на 39,8%, Амурской области - на 39,7%, Республике Карелия - на 32,4%, Республике Бурятия - на 31,4%, Тамбовской области - на 27,0%, Новгородской области - на 26,5%, Воронежской области - на 25,0%, Вологодской области - на 23,0%, Калужской области - на 22,9%.

В условиях суженного воспроизводства поколений решающее значение приобретает продолжительность жизни. Темпы роста ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении после 2005 года сопоставимы с отмечавшимися в период антиалкогольной кампании 1985-1988 годов, когда были достигнуты самые высокие за всю российскую историю показатели долголетия - 70,1 года.

По оценке Росстата за 2013 год, показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении вырос на 0,53 года и составил 70,8 года. У женщин продолжительность жизни достигла исторического максимума для нашей страны - 76,6 лет. У мужчин пока остается чуть выше 65 лет. Но при этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в два раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику.

Развитие медико-демографической ситуации в ближайшие годы определяется, с одной стороны, исчерпанием репродуктивных намерений когорт родившихся в 1980-е годы (которые значительно выше, чем у идущих им на смену), а с другой - увеличением доли лиц преклонного возраста. Последнее в сочетании с активизацией выхаживания недоношенных и маловесных новорожденных, а также ориентацией на интенсификацию миграционных потоков означает возрастание общего бремени болезней, нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения. В этих условиях для сдерживания негативных тенденций требуются кардинально новые подходы к охране здоровья населения.

Структура управления здравоохранением Кемеровской области построена по общим принципам, однако имеет свои особенности.

На рис. 2 представлена схема системы управления по охране здоровья населения Кемеровской области.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 2 - Схема системы управления по охране здоровья населения Кемеровской области

В систему управления здравоохранением Кемеровской области включены не только представители органов власти и управления, но также все участники, имеющие отношения к работе по охране здоровья населения. Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области является отраслевым органом государственной власти Кемеровской области, осуществляющим управление в сфере охраны здоровья населения на территории Кемеровской области в пределах предоставленных ему полномочий.

По оперативным вопросам деятельности департамент организационно подчиняется курирующему заместителю Губернатора области.

С целью эффективного решения проблем здравоохранения в Кемеровской области был создан межведомственный корпоративный орган общественного управления отраслью - Медицинский Совет Кемеровской области (МСКО). Главными задачами Совета являются сохранение функциональной вертикали управления отраслью; осуществление одномоментной постановки задач для всех уровней управления здравоохранением; привлечение всех структур, оказывающих влияние и причастных к охране здоровья населения к выработке решений и обеспечении плана действий по улучшению общественного здоровья.

Охрана и укрепление здоровья населения, как гаранта развития и процветания Кузбасса, остается главной общегосударственной задачей областного и муниципального органов управления здравоохранением. Реализация этой задачи осуществляется за счет повышения доступности и качества медицинской помощи населению, укрепления и дальнейшего развития ресурсной базы здравоохранения (материально-технической, финансовой, кадровой), совершенствования управления здравоохранением и деятельности системы ОМС, интеграции и структурной модернизации медицинской помощи для повышения эффективности областного здравоохранения в целом.

Наряду с увеличением капитальных вложений в развитие материально-технической базы здравоохранения, было значительно увеличено финансирование Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению.

Общее увеличение расходов на здравоохранение, реализации приоритетных направлений национального проекта «Здоровье», принятые меры по повышению эффективности использования ресурсов отрасли, совершенствование технологий управления здравоохранением и процессов организации и оказания медицинской помощи населению, положительно отразились на его здоровье и закрепили положительные медико-демографические тенденции в области.

К уровню 2006 года, произошло снижение заболеваемости туберкулезом (3,8%), психическими, наркологическими расстройствами (7,1%; 5,6%) и по ряду инфекционных и общесоматических заболеваний в различных возрастных группах населения. Снизился первичный выход на инвалидность в трудоспособном и детском возрастах на 11,8% и 14,3% соответственно.

За последние 4 года рождаемость в области увеличилась на 12%, достигнув 12,1 чел. на 1000 чел. населения (2005 г. - 10,8); общая смертность населения снизилась на 11% и составила 16,6 чел. на 1000 чел. населения (2005 г. - 18,7). Уровень естественной убыли населения сократился с 7,9 чел. до 4,5 чел. на 1000 чел. населения. В 2008 году по сравнению с 2005 годом произошло снижение младенческой смертности на 19,6%, материнской в 2,3 раза и в трудоспособном возрасте - на 13,1%.

Все это оказало влияние на увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни кузбассовцев, которая к уровню 2006 года увеличилась на 1,4 лет и составляет 63 года (2006 г. - 61,6 года).

В то же время здравоохранение области не в полной мере использовало свои возможности в решении задач, которые перед ним были поставлены.

В системе показателей здравоохранения не применяются методы оценки общественного здоровья, основанные на оценке качества жизни.

Органы здравоохранения не обеспечили приведение к рекомендованным значениям штатной численности работающих в здравоохранении в расчете на 10 тысяч человек населения (значение превышает среднероссийский показатель на 14,8%).

Аналогичная ситуация складывается как по штатной численности врачей, так и среднего медицинского персонала. При этом сохраняется низкая физическая численность врачей - высокий уровень совместительства и неэффективное соотношение врач - средний медперсонал. Планомерной работы по наращиванию физической численности врачей в территориях не проводится. Опыт контрактно-целевой подготовки специалистов для здравоохранения не получил широкого распространения.

К числу неэффективных расходов в здравоохранении следует отнести высокий уровень госпитализации на муниципальные койки в расчете на 100 человек населения. Не соблюдается этапность лечения больных, основанная на стандартах медицинских технологий. В среднем по области, низким остается показатель удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи, который в 2008 году составил 89,7% от числа высказавших свою оценку.

Сдерживающими факторами развития здравоохранения, обеспечения доступности медицинской помощи и ее надлежащего качества являются территориальные различия в реструктуризации отрасли, финансовом обеспечении и слабое внедрение современных механизмов экономических взаимоотношений в здравоохранении. Кадровые проблемы и неэффективное использование имеющихся материально-технических ресурсов остаются главной причиной недоступности для населения квалифицированной и специализированной медицинской помощи, особенно в сельской местности.

Делись добром ;)