Организация как функция менеджмента

контрольная работа

3. На основе анализа системы стимулирования персонала организации, определить недостатки существующей системы и предложить пути их устранения

В целях выявления причин неудовлетворенности трудом и заработной платой в ОАО «ГМЗ № 1» необходимо использовать процедуру оценки уровня удовлетворенности трудом работников - метод удержания профессионалов в компании.

Процедура состоит из трех этапов:

1) разработка анкеты оценки уровня удовлетворенности работников основными факторами производственной ситуации;

2) проведение анкетирования;

3) анализ уровня удовлетворенности сотрудников работой (предприятием).

Первый этап.

При составлении анкеты определяется перечень наиболее характерных показателей и критериев их оценки. При этом наряду с основными показателями производственной ситуации (содержание труда, заработная плата и др.) возможны специфические факторы мотивации (различные социальные программы и т. д.).

Критериями оценки показателей служили следующие качественные характеристики:

- совершенно удовлетворен;

- удовлетворен;

- затрудняюсь ответить;

- не удовлетворен;

- совершенно не удовлетворен.

Дополнительно каждому респонденту предлагалось заполнить графу «Ваши пожелания и замечания». В ходе предварительной аналитической работы было выделено 18 факторов мотивации персонала ОАО «ГМЗ № 1».

Для анализа удовлетворенности работой и действующей системой стимулирования работники ОАО «ГМЗ № 1» заполнили анкету (таблица 1), необходимо было поставить любой знак в той графе, с каким утверждением они были согласны.

Таблица 1. Анкета удовлетворенности сотрудников ОАО «ГМЗ № 1» работой и действующей системой стимулирования

№ п/п

Наименование фактора производственной ситуации

Совершен-но удовлет-ворен

Удовлетво-рен

Затрудняюсь ответить

Не удовлетво-рен

Совершенно не удовлетворен

1

2

3

4

5

6

7

1

Содержание труда

x

2

Занимаемая должность

x

3

Заработная плата

x

4

Премия за год

x

5

Премия к отпуску

x

6

Премия в течение года

x

7

Условия труда

x

8

Организация труда

x

9

Оплата проездных билетов

x

10

Оплата детских путевок

x

11

Содержание информации на доске объявлений

x

12

Подарки к Дню рождения

x

13

Подарки к Новому году

x

14

Организация и содержание корпоративного праздника

x

15

Организация Нового года

x

16

Программа «Здоровье»

x

17

Отношения с непосредственным руководителем

x

18

Отношения с коллегами

x

В графе «Ваши пожелания и замечания» встречались следующие записи:

Мои знания и навыки не востребованы. Некоторые обязанности дублируются другими сотрудниками. Хотелось бы больше самостоятельности, ответственности, доверия со стороны непосредственного руководителя. Надеюсь, что программа «Здоровье» будет продолжена.

Второй этап.

В анкетирование были вовлечены все без исключения сотрудники ОАО «ГМЗ № 1». Работники заполняли анкеты анонимно. Они раздавались по отделам ОАО «ГМЗ № 1». Такой подход позволял оценить не только индивидуальный уровень удовлетворенности сотрудника работой в ОАО «ГМЗ № 1», но и зафиксировать данные о микроклимате в каждом отделе.

Третий этап.

Пожалуй, самым сложным при проведении любого опроса является его математическое обоснование. С этой целью каждому качественному критерию оценки удовлетворенности присваивалось соответствующее числовое значение - коэффициент:

- совершенно удовлетворен (+1,0);

- удовлетворен (+0,5);

- затрудняюсь ответить (0,0);

- не удовлетворен (-0,5);

-совершенно не удовлетворен (-1,0).

Суммарный показатель удовлетворенности - индекс удовлетворенности (Iуд) по каждому из факторов рассчитывался по формуле:

, (1)

где n1, n2, n3, n4 - соответствующее число респондентов (внутри отделов), объединенных по одному из четырех возможных вариантов ответов по шкале удовлетворенности.

Ответы респондентов, не сумевших оценить фактор (характеристика по шкале удовлетворенности «затрудняюсь ответить»), не учитывались.

Воспользовавшись таблицей 2, в зависимости от полученного значения индекса удовлетворенности (Iуд) можно оценить степень удовлетворенности персонала тем или иным фактором мотивации труда внутри отдела или профессиональной группы.

Таблица 2. Интерпретация числовых значений (Iуд)

Числовое значение

Интерпретация

От +1,0 до +0,6

Высокий уровень удовлетворенности

От +0,59 до +0,2

Средний уровень удовлетворенности

Менее 0,19

Низкий уровень удовлетворенности

Далее суммарные показатели удовлетворенности, полученные по отделам сотрудников, вносятся в сводную таблицу индекса удовлетворенности (таблица 3).

Таблица 3. Сводные значения индексов удовлетворенности (фрагмент)

№ п/п

Фактор

Коммерче-ский отдел

Отдел продаж

Бухгалте-рия

Склад

Технические исполнители

Средний индекс по фактору

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Содержание труда

0,75

0,79

0,76

0,83

0,15

0,66

2

Занимаемая

0,68

0,56

0,66

0,74

0,4

0,61

должность

17

Отношения с непосредствен- ным руководителем

0,56

0,67

0,6

0,67

0,38

0,58

18

Отношения с коллегами

0,56

0,67

0,6

0,67

0,38

0,58

Итого:

0,74

0,65

0,76

0,73

0,43

0,64

Согласно результатам, занесенным в таблице 3, можно оценить не только средний индекс удовлетворенности по конкретному фактору, но и общий индекс удовлетворенности производственной ситуацией в конкретном отделе сотрудников.

Далее проводится ранжирование факторов степени удовлетворенности.

В таблице 4 факторы ранжированы по степени удовлетворенности сотрудников ОАО «ГМЗ № 1» каждым из них.

Таблица 4. Ранжирование факторов по степени удовлетворенности

№ п/п

Наименование фактора производственной удовлетворенности

Средний индекс

1

Оплата проездных билетов

0,83

2

Организация и содержание корпоративного праздника

0,83

3

Подарки к Дню рождения

0,82

4

Подарки к Новому году

0,82

5

Организация Нового года

0,75

6

Оплата детских путевок

0,71

7

Программа «Здоровье»

0,68

8

Организация труда

0,67

9

Условия труда

0,65

10

Содержание информации на доске объявлений

0,63

11

Содержание труда

0,62

12

Занимаемая должность

0,6

13

Премия в течение года

0,56

14

Отношения с непосредственным руководителем

0,56

15

Отношения с коллегами

0,56

16

Премия за год

0,54

17

Премия к отпуску

0,53

18

Заработная плата

0,24

Общий индекс удовлетворенности по предприятию

0,64

Эта процедура позволяет сгруппировать факторы производственной ситуации в зависимости от значения среднего индекса удовлетворенности. В таблице 4, серым цветом выделены показатели со средним и низким уровнем удовлетворенности, требующие улучшения.

Таким образом, в целях выявления причин неудовлетворенности трудом и заработной платой в ОАО «ГМЗ № 1» мы применили метод удержания сотрудников и получили информацию для принятия решений. По каждому фактору производственной ситуации, независимо от величины полученного среднего уровня удовлетворенности сотрудника работой, проводится анализ. Указываются возможные причины именно такого значения индекса удовлетворенности, даются рекомендации, как поддержать или повысить удовлетворенность сотрудников своим рабочим местом. Для этого дополнительно используются данные о средней заработной плате по городу, информация, полученная в результате собеседований, наблюдений и т. д.

В результате последовательного анализа всех факторов, влияющих на удовлетворенность сотрудника работой и системой стимулирования труда, можно предложить следующие мероприятия:

1) разработать стандарт внутрифирменных наград (грамоты, значки, и т. п.), программу обучения специалистов, новые должностные инструкции с указанием целей, задач, требований и критериев оценки; дополнительно разработать Положение о премировании, основанное на качестве, производительности и прибыли предприятия, а также программу «Дети» (оплата детских путевок или оплата проезда к месту отдыха, страхование детей от несчастных случаев и т. д.);

2) пересмотреть среднюю заработную плату;

3) рассмотреть возможность дополнительного приобретения оборудования;

4) скорректировать программу «Здоровье» (компенсация стоимости лекарств для сотрудников, оплата санаторной путевки, стоматологическая помощь, доплата некурящим и т. д.), пакет социальных выплат и льгот;

5) составить план проведения корпоративных праздников, поздравлений, конкурсов на год и примерные программы их проведения.

Таким образом, говоря о преимуществах предлагаемого метода, можно отметить, что он достаточно прост, универсален, и больше подходит для небольших компаний. Он может также использоваться для контроля адаптации на предприятии новых сотрудников.

В целом же, предлагаемая методика позволяет своевременно информировать руководство ОАО «ГМЗ № 1», как об общем уровне удовлетворенности коллектива, так и об удовлетворенности работников отдельными производственными процессами, что очень важно для принятия адекватных решений по совершенствованию системы управления, выявлению причин конфликтов, уменьшению текучести кадров, разработке мер материального стимулирования.

Делись добром ;)