logo
Организация международной выставочной деятельности музеев Санкт-Петербурга

1.1 Особенности международной выставочной деятельности музеев и значение в развитии международного сотрудничества

Современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.

Культурное наследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.

Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет музей как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом» Иноземцева, И.Е. Всемирные выставки - уникальное явление культуры [Текст] / И.Е. Иноземцева // Труд и социальные отношения. (Москва). - 2010. - № 1. - С. 146-149.. В международной практике обычно использует определение, данное Международным советом музеев (ИКОМ - International Council of Museums), где музей определяется как «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретение, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». Но значение музея не ограничивается данными определениями. Если понимать его шире, то можно сказать, что музей - это организационный центр, учреждение, не только собирающее, хранящее, изучающее и использующее музейные объекты, главное, формирующее отношение человека к действительности, к окружающему миру, формирующее познание окружающего мира через предметы, которые сохранились, пронесли свою историю через века и приобрели новые функции. Музей расширяет человеческое восприятие мира, как временное, так и пространственное, налаживает связь между будущим и прошлым.

Человеку свойственно с самых древнейших времен коллекционировать особо дорогие его сердцу, сакральные предметы, или предметы, по его мнению, хранящие ценность. И с течением времени постепенно шли процессы формирования специальных собраний, в которых хранились важные и интересные человеку предметы.

У современного музея много функций: культурно-образовательная, социальная, часто в музее ведется научно- исследовательская работа и это далеко не все, чем занимается музей. Накопление и сохранение социальной информации, передача знания и традиций, представлений и эмоций с помощью предметов, хранящихся в музее,- вот основные задачи его создания.

В большинстве музеев существуют так называемые постоянные экспозиции со специальным придуманным оформлением, комментариями, которые отражают основную концепцию музея и создают его специфический образ. Также в музеях создаются и временные экспозиции - привезенные выставки, носящие временный характер. Это часто произведения из других музеев и частных собраний, т.к. международный обмен выставками или отдельными произведениями всегда был очень популярен и со временем его популярность и ценность возрастает.

Выставку можно понимать как коммуникацию в самом широком смысле слова, то есть как формирование, функционирование и развитие множественных форм связей и отношений, возникающих в процессе обмена информацией и способствующих сохранению и развитию духовного единства человеческой общности. Выставка является уникальной площадкой демонстрации многообразия культур, где каждая страна может показать свои культурные ценности и традиции, новейшие концептуальные научно-технические, технологические, экологические решения стоящих перед человечеством глобальных проблем и при этом найти взаимопонимание с другими участниками выставки, с целью дальнейшего сотрудничества по самым актуальным вопросам.

Со времен Вавилонской башни людям, разделенным языковыми барьерами, были свойственны стремление к демонстрации своих национальных достижений и дух всемирного соперничества. Первое упоминание о выставках относится к 558 г. до .н. э. В настоящее время вопрос о том, кто положил начало искусству выставлять вещи напоказ - войны, церковники или купцы, не поднимается, к тому же и научные споры еще сто лет назад зашли в тупик.

1 мая 1851 года в Лондоне открылась первая Всемирная выставка. В ней приняли участие несколько десятков стран. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство. Проводилась выставка под гуманным девизом - «Пусть все народы работают над великим делом - совершенствованием человечества». Число экспонатов составило более 13 тысяч, из них более 7 тысяч английских и около 6 тысяч иностранных. Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм.

Спустя одиннадцать лет после первой в Лондоне открылась новая Всемирная выставка. Англия переживала период наибольшего экономического расцвета. Что касается России, то здесь в силу ряда причин( одна из главных- крепостничество) промышленный переворот произошел куда позже, чем в передовых странах Запада. Однако ее талантливые умельцы создали немало превосходных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке. В русском промышленном отделе было представлено 585 экспонатов, из них 305 удостоились медалями отличия.

Становилось традицией использовать организацию Всемирных выставок для решения амбициозных государственных задач. Не прошло и трех лет после окончания Парижской выставки 1867 года, как Австрия , желая повысить роль Вены до уровня всемирных метрополий, объявила о своем намерении организовать выставку 1873 г. Согласно программе выставка делилась на 26 групп, включая горнозаводскую промышленность , сельскую и лесное хозяйство.

Первая Всемирная выставка на Американском материке состоялась в Филадельфии в 1876 году и посвящалась 100-летнему юбилею. Согласно программе выставка делилась на шесть групп: горное дело и металлургия, фабрично-заводские изделия, воспитание, обучение, наука, художественные произведения, предметы сельского хозяйства, садоводство. В конце ХIX века Америка сделала огромный скачок в экономике, превратившись из сельскохозяйственной страны в мощную индустриальную державу, поэтому на выставке были представлены достижения в различных областях промышленности. Русская продукция на выставке в Чикаго по случаю 400-летию открытия Америки Христофором Колумбом, наиболее полно выглядела в разделе горного дела и металлургии.

Вплоть до 1914 года Россия активно продолжала участвовать в крупнейших международных выставках, а именно: была представлена на международной выставке по коммерческому образованию в Лейпциге летом, на Лионской выставке, на балтийской выставке в Мальме. В выставке в Америке в 1915 г. Россия уже не принимала участия, так как в стране шла война. Всемирную выставку Россия планировала провести в 1917 году.

В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже приняли участие 44 страны. Девиз звучал так: «Искусство и техника в современной жизни». Советский павильон имел настолько большой успех, что превратился в своего рода эмблему Всемирной выставки. Особый интерес у посетителей вызвала «Карта индустриализации СССР». Карта создавалась с истинно сталинским размахом. Она была вся выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней, а по площади занимала 19.5 кв.м. Каждая столица союзной республики была отмечена рубиновой звездой. Рубиновую звезду украшали серп и молот, выполненные из бриллиантов. Именно на этой выставке была представлена знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. После окончания выставки группу перевезли в Москву и установили у Северного входа ВСХВ (ныне ВВЦ) Иноземцева, И.Е. Россия на всемирных выставках: исторические штрихи [Текст] / И.Е. Иноземцева // Россия и современный мир. (Москва). - 2010. - № 3. - С. 195-201..

В 1958 г. состоялась первая послевоенная выставка в Брюсселе. Она проводилась под девизом «Человек и Прогресс». Центральное место занимало огромное сооружение «Атомиум» - символ века атома и стали. У строителей ушло три года, чтобы создать современный и сказочный город. Цель экспозиции состояла в том, чтобы рассказать о стремлении людей, и том, что сулит им завтрашний день.

Во Всемирной выставке, проходившей в Окинаве в 1975 г., участие приняли около 100 стран. Основная тема -«океан и его будущее». Экспозиция выставки отражала серьезную озабоченность человечества тем, что появилось множество способов незаметно для себя губить природу. На выставке СССР представил первую в мире крупномасштабную карту дна Мирового океана. Судя по тысячам отзывов на многих языках, советский павильон неизменно оставался в центре внимания посетителей «ЭКСПО-75». Следующая выставка проходила также в Японии, на этот раз основные разделы посвящались изучению космоса, новейшим достижениям в медицине, охране природы, системам спасания в воздухе и на море.

Первая Всемирная выставка, организованная на Зеленом континенте, была проведена в городе Брисбене в 1988 г. Главная тема- «Досуг в Век техники». Советский павильон по статистике был одним из наиболее посещаемых. Правительство Австралии по окончании работы выставки направило в адрес Правительства СССР письмо, где высоко оценило советский павильон и работу его персонала.

С 1 июня по 31 октября 2000 г. в Германии впервые прошла универсальная Всемирная выставка. Проходя под девизом «Человек -природа -техника», выставка «ЭКСПО- 2000» продемонстрировала ,какие у мирового сообщества имеются возможности для решения глобальных экологических и экономических проблем грядущего столетия. Российская экспозиция была представлена пятью разделами: «Богатства России», «Человек и космос», «Мозаика культуры», «Человек и стихия», «Энергетика».

Всемирная выставка «ЭКСПО -2005» прошла в пригороде Нагоя японской префектуры Аити с 25 марта по 25 сентября. Девиз выставки «Мудрость природы» понимается организаторами как человеческая мудрость, стремящаяся реализовать цивилизацию в гармонии с природой. Одна из главных целей выставки - представление всевозможных приспособлений и моделей защиты окружающей среды.

«ЭКСПО -2005» окупила себя в плане экономическом, однако среди японских и иностранных наблюдателей еще более упрочилось мнение, что в эпоху, когда глобальные коммуникации и Интернет сделали возможным узнавать о любом новшестве и состоянии дел в любой сфере жизни почти любой страны, концепция Всемирных выставок изжила себя.