Анализ организации управления в ООО "Альтернатива"

курсовая работа

1.1 Характеристика управления в современной организации

Система управления, в которой работают менеджеры, включает в себя организационную структуру, организационную культуру, внутриорганизационные процессы.

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Исходным в построении структуры является проектирование работы. В организации может быть принята система автономных работ, могут быть взяты за основу конвейерная, модульная или бригадная формы работы. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.п. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации. Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и периодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации [4, С. 16].

Процедуры и нормы принятия решений по-разному формируются менеджментом в различных организациях. Широко известен опыт японских фирм, когда принятие решений осуществляется снизу вверх. Есть много организаций, где решения принимаются только на верхнем уровне. Существуют организаций, в которых широко практикуется система делегирования права принятия решения на нижние уровни иерархии.

Существующие в организации нормы и формы коммуникации оказывают большое влияние на климат внутри организации. Существуют организации, в которых практикуется преимущественно только письменная форма коммуникаций. Имеются организации, Многие организации применяют комбинацию этих форм. Важной характеристикой коммуникаций является наличие ограничений на коммуникации. Все эти и многие другие аспекты коммуникационных процессов находятся под сильным влиянием управления и составляют предмет особой заботы руководства организации в том случае, если оно стремится к созданию наилучшей атмосферы внутри организации.

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация [6, С. 51].

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может очень серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.

Коллектив управленцев-менеджеров имеет трехуровневую должностную иерархию. Менеджеры, выполняющие функции управления производственным персоналом, называются управленцами первого уровня, или низшего звена. К ним относятся мастера (бригадиры) в производственных цехах (супервайзеры), менеджеры отелей, банков, старшие медицинские сестры в больницах [11, С. 20].

Менеджеры среднего звена выполняют функции управления менеджерами первого уровня. Их основные функции -- организация и координирование деятельности менеджеров низшего звена с целью реализации единой стратегической политики управления хозяйствующим субъектом.

Менеджеры среднего звена несут ответственность за формирование и функционирование коммуникативных связей информационной системы во внутренней среде хозяйствующего субъекта, способствуют активации деятельности менеджеров низшего звена. Являясь промежуточным уровнем иерархии управления, они осуществляют реализацию программ посредством выполнения планов, которые доводят до менеджеров низшего звена, а о полученных результатах информируют менеджеров высшего уровня.

Менеджеры высшего уровня определяют стратегическую политику деятельности хозяйствующего субъекта, управляют коммуникативными отношениями с элементами внешней среды.

Менеджеры высшей квалификации должны уметь обобщать проблемы хозяйствующего субъекта, выявлять и решать функциональные задачи в своей (выбранной) сфере управленческой деятельности, исходя из общей позиции хозяйствующего субъекта во внешней среде на макро- и микроуровнях.

К важнейшим качествам менеджеров высшей квалификации имеющим ранг от высшего, равного 1, до низшего, равного 4, отнесены следующие:

- хорошая деловая репутация среди коллег и партнеров;

- умение собрать команду и делегировать права принятия важнейших решений ее членам;

- менеджерский профессионализм, умение использовать управленческие технологии, методы, методики и приемы принятия решений;

- универсальность знаний, умений, навыков и способность работать в разных отраслях и странах.

Более полный список качеств менеджера высшей квалификации состоит из следующих, ранжированных на основе опроса мнений специалистов-исследователей в странах Запада:

- обладает навыками формирования миссии и стратегического развития внутренней среды хозяйствующего субъекта на перспективу;

- внушает доверие внутренним и внешним контактным аудиториям;

- обладает способностью подбора квалифицированной команды менеджеров;

- следует в своей работе высоким этическим стандартам поведения, общения с коллегами и внешними контактными аудиториями;

- владеет методами и приемами активации персонала в процессе решения поставленных управленческих задач;

- учитывает не только интересы коллектива хозяйствующего субъекта, но и потребителей (клиентов);

- ориентирует свои функции и деятельность системы управления на увеличение доходов (дивидендов) акционеров;

- владеет методами и методиками прогнозирования изменений в процессах, происходящих во внешней и внутренней средах хозяйствующего субъекта;

- обладает способностью эффективно решать управленческие задачи и имеет навыки разработки планов мероприятий по выводу хозяйствующего субъекта из кризисных ситуаций [5, С. 28].

В настоящее время в России существуют три типа менеджеров высшей квалификации. К первому типу относятся управленцы или так называемые хозяйственники.

Ко второму типу относятся управленцы, названные антрепренерами, которые приобретали опыт руководства в переходный период 1990-х гг.

Третий тип -- это молодые, получившие специальную подготовку управленцы, или так называемые профессиональные наемные менеджеры.

Менеджеры первого типа отличаются высоким профессионализмом и знаниями отраслевой специфики производства продукции и услуг. Они успешно решают управленческие задачи в сфере производственного менеджмента, что способствует получению продукции и услуг высокого качества в установленные сроки при запланированных издержках. Однако менеджеры этого типа не обладают достаточной квалификацией и навыками для решения задач в таких сферах управленческой деятельности, как финансовое обеспечение, инвестиции, сбыт, маркетинг.

Менеджеры второго типа -- это предприниматели, получившие практический опыт управления в хозяйствующих субъектах, где имели свой пай или долю как учредители, либо это -- индивидуальные частные предприниматели. Они обладают навыками диверсификации, способностью осваивать новые виды продукции и услуг в различных отраслях, проникать на новые географические и демографические рынки.

Такие менеджеры способны решать задачи практически во всех сферах управленческой деятельности, начиная от организации процессов основного производства до обеспечения охраны окружающей среды и безопасности.

Менеджеры третьего типа -- это новое поколение профессионально обученных менеджеров, нацеленных на овладение навыками управления в любой отрасли и сфере управленческой деятельности. Они имеют специальное образование, обладают знанием языков, деловой корректностью, трудовой активностью, лояльностью по отношению к собственникам.

Как правило, эти менеджеры обучались либо проходили стажировки за рубежом, имеют четкое представление об отличиях американского, японского, европейского, азиатского (арабского) и российского менеджмента, соответствующих стилях руководства и корпоративного поведения.

Распределение менеджеров высшей квалификации по различным отраслям представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Распределение менеджеров высшей квалификации по отраслям промышленности и сферы услуг (% к их общему числу)

Отрасль

Доля менеджеров высшей квалификации, %

Машиностроение, металлообработка, оборонная промышленность

18

Связь и высокие технологии

11

Пищевая промышленность

10

Топливно-энергетический комплекс

10

Строительство и промышленность строительных материалов

9

Транспорт

9

Металлургия

8

Финансы

8

Легкая промышленность

6

Прочие отрасли

10

Итого менеджеров высшей квалификации

100

Как следует из таблице 1.1, наибольшее количество менеджеров высшей квалификации сохраняется в машиностроении, металлообработке и оборонной промышленности -- бывших ведущих отраслях экономики, наименьшее -- в слаборазвитой ранее легкой промышленности.

Распределение менеджеров высшей квалификации по хозяйствующим субъектам с различной численностью персонала (таблица 1.2) показывает их преобладание в средних (100--500 или 500--2000 работающих) хозяйствующих субъектах, потому что крупные предприятия в настоящее время практически не функционируют.

Таблица 1.2 - Распределение менеджеров высшей квалификации по хозяйствующим субъектам с различной численностью персонала, % к их общему числу

Численность персонала в хозяйствующих субъектах

Доля менеджеров высшей квалификации, %

100-500

34

500-2000

28

2000-10000

14

Более 10 000

17

Прочие организации

7

Итого менеджеров высшей квалификации

100

Далее рассмотрим систему управления на уровне всего предприятия, где и образуется система управления.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

- органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

- коммуникационные каналы;

- набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Система управления характеризуется:

1) соответствием или несоответствием целям организации;

2) техническим оснащением;

3) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;

4) уровнем централизации или децентрализации полномочий;

5) структурой связей;

6) степенью специализации и регламентации функций;

7) стабильностью или изменчивостью поведения;

8) открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям) [7, С. 20].

Определенное соотношение органов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. -- его механизм.

Принципами построения системы управления являются:

- сопряженность целей, функций, полномочий;

- ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;

- допущение неформальных связей;

- обеспечение эффективного контроля;

- гибкость и адаптивность.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа элементов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Делись добром ;)