Основные направления стратегии развития инновационного потенциала Российской Федерации
1.2 Инновационная политика Российской Федерации
инновационный политика российский
Государственная инновационная политика - это составная часть социально - экономической политики, которая выражает отношения государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Цель государственного регулирования инновационной деятельности -- создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.
В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствии с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкиваются с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.
Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
К основным методам и инструментам регулирования относятся:
правовое обеспечение;
нормативно-методическое обеспечение;
финансово-экономическое обеспечение;
материальное обеспечение;
информационное обеспечение и статистика инноваций.
Правовое обеспечение включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.
Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредитной политике, внешнеэкономической деятельности и др.);
б) законы и нормативные акты по:
стандартизации;
сертификации товаров и услуг;
защите прав потребителей;
антимонопольной политике;
управлению качеством товаров;
безопасности и охране труда и др.;
в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы.
В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня. [6]
Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:
создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации. [6]
Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;
обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
концентрация государственных ресурсов на создание и распространение базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности.
государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;
активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;
укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.[6]
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. [6]