Основные тенденции развития ЖКХ в регионе на примере Пензенской области

курсовая работа

1.2 Состояние ЖКХ в Российской Федерации

В экономической литературе к жилищно-коммунальной инфраструктуре городского хозяйства относят три подсистемы: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства.

Применительно к ЖКХ достаточным будет разделение на обслуживание зданий и объектов городского хозяйства. Главная сфера деятельности ЖКК - предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающая: техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.

Важной особенностью коммунальной инфраструктуры города выступает система взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная схемой технологического взаимодействия в производственном процессе, и противоречивыми интересами бизнеса и общества, которые вытекают из публичной природы услуг.

Жилищное и коммунальное обслуживание граждан в системе городского хозяйства выполняет общественно-социальные функции, которые можно разделить на три вида.

Первый вид услуг предназначен не только для жителей города, но и для его деловых партнеров, что определяет их общественный характер. Это освещение, озеленение, транспорт, инженерная инфраструктура и др., т.е. все то, что придает городу определенный имидж, выгодно отличающий его от других городов. Обеспечение этого вида услуг является прямой обязанностью городской администрации, заинтересованной в экономическом и культурном развитии города.

Второй вид направлен на жизнеобеспечение конкретного домовладения, общественного или производственного здания. Это лифты, мусоропроводы, чердаки, подвалы, придомовая территория, предназначенные для обслуживания жителей домовладения или общественного и производственного здания. Это услуги, характеризующие комфортность и привлекательность конкретного домовладения или общественного и производственного здания.

И, наконец, третий вид услуг предназначен для жизнеобеспечения конкретной квартиры, обособленного общественного или производственного помещения, и имеет характер индивидуального потребления.

Именно для второго и третьего вида тарифная политика и расчет норм потребления услуг должны изменится коренным образом, и основой этих изменений должны стать инструментальные методы контроля и измерения объема и качества произведенной и потребленной коммунальной услуги.

Нормирование и тарифы должны являться производной функцией от стоимости производства и доставки услуг конкретному потребителю.

Изучение опыта ряда развитых европейских стан в сфере городского строительства и хозяйства показали, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой - сохраняет ответственность городской (муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства.

Еще в 1997 году 28 апреля Б.Н. Ельцин подписал указ о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Хотя в принципе на многих территориях нашей страны складывалась уже ситуация острая, и пытались осуществлять эту самую реформу. К сожалению, она проходила таким образом, что слово "реформа" сегодня имеет отрицательное значение и вызывает только раздражение у людей, потому что большинство людей не понимают, а в чем, собственно, реформа, ее воспринимают как бесконечный рост тарифов, без результата для конкретного гражданина.

Поэтому для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, нужно изменить нормативно-правовую базу, что и сейчас активно делается, и все эти годы. Необходимо подготовить кадры, и нужно объединение усилий всех, включая и органы власти федеральные, региональные, местные, и представителей бизнеса, к которым относится жилищно-коммунальное хозяйство, и самих граждан, потому что граждане являются основными потребителями жилищно-коммунальных услуг. И нужно разрушить монополию муниципальных предприятий, которые привыкли, что вне зависимости от качества ситуация остается та же самая, то есть деньги собирают, а услуги часто или не оказывают, или оказывают не соответствующие сумме платежей. Поэтому те меры, которые предпринимаются правительством, Государственной Думой, государством по формированию и принятию Жилищного кодекса, по формированию другой правовой основы для работы в этой сфере, они разворачивают ситуацию к тому, чтобы была комфортная среда [9, 202].

Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг.

И вот когда будут решены такие задачи, как:

- модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда;

- перевод ЖКХ на рыночные правила работы (с упразднением государственной монополии, с привлечением частного бизнеса и созданием конкуренции);

- достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий [13, 7].

Тогда можно будет говорить, что главная цель реформы достигнута.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2011-2015 годы) федеральной целевой программы «Жилище», которая была утверждена постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года.

Основной целью реформы было обозначено преодоление кризисных явлений, в первую очередь, за счет перевода ее с административных методов управления на экономические. С 1997 года до настоящего времени в ЖКХ России идет поэтапный процесс перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 года №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» впервые был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. В большинстве регионов тарифы уже доведены до стопроцентной величины [19, 119].

Вместе с тем, в рамках реформы были предусмотрены меры по социальной защите малообеспеченных граждан. Семьям, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22%, предоставляются бюджетные субсидии. Субсидиями пользуются около 14% российских семей. В отрасли также сохранена система предоставления льгот отдельным категориям граждан (порядка 40 млн. человек).

В связи с началом функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ актуальным становится выполнение условий, позволяющих получить значительные финансовые средства. Среди условий Фонда обозначены следующие:

- функционирование определенной доли коммерческих организаций коммунального комплекса на бездотационной основе с долей участия субъектов РФ и муниципальных образований не более 25 % уставного капитала;

- функционирование определенной доли управляющих организаций с долей участия субъектов РФ и муниципальных образований не более 25 % уставного капитала.

Разработка Программы приватизации (плана реструктуризации) предприятий ЖКХ призвана помочь главам муниципальных образований и другим заинтересованным лицам в выполнении условий Фонда содействия реформирования по созданию на базе действующих предприятий новой системы организаций ЖКХ путем подготовки Программы их реструктуризации.

Построение оптимальной организационной структуры - одно из важнейших условий обеспечения результативности и эффективности деятельности организации.

Оптимизация структуры муниципальных образований включает в себя:

- Формирование структуры управления ЖКХ муниципального образования

- Рекомендации по оптимизации структуры управления муниципального образования в целом

- Оценка соответствия структуры муниципального образования переданным полномочиям

- Обоснование изменения статуса подразделения, реорганизации структуры (например, преобразование комитета в департамент, перевод подразделения администрации в юридическое лицо)

- Расчет численности персонала органов управления ЖКХ муниципального образования

- Оценка эффективности структуры в целом и каждого подразделения

- Оптимизация организационно-управленческой структуры, подразделений и служб: выявление зон пересечения функций и зон безответственности; оценка соответствия выполняемых функций и реально переданных полномочий; разработка вариантов организационных структур, удовлетворяющих целям заказчика; распределение основных функций между подразделениями и должностными позициями;

- Повышение управляемости организации на основе анализа управленческих решений, способов их формирования и закрепления, оптимизации документооборота

- Расчет численности персонала предприятия, обоснование трудозатрат.

Эффективное управление муниципальным имуществом в условиях дефицита муниципальных бюджетов является одним из резервов для их пополнения или экономии.

Делись добром ;)