Основные тенденции развития ЖКХ в регионе на примере Пензенской области

курсовая работа

2.1 Состояние ЖКХ в Пензенской области

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области ведет свое начало с 1919 года, когда на основании постановления 7-го Всероссийского съезда Советов был организован Пензенский Губернский коммунальный отдел, который занимался восстановлением и развитием коммунального хозяйства в губернии. Многое изменилось с тех пор. Из маломощных разрозненных организаций отрасль превратилась в мощный многоотраслевой производственно-технический комплекс, где трудится более - 15 тысяч человек.

Электроснабжение области осуществляется предприятиями «большой» энергетики. Собственных электрогенерирующих мощностей в отрасли нет.

Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса 63,9% составляет покупная продукция и 36,1% вырабатывается на собственных котельных.

Общее количество котельных -1042ед,

Центральных тепловых пунктов -168 ед,

Протяженность тепловых сетей - 687,6 км.

Число водопроводов и отдельных водопроводных сетей- 1011ед., число канализаций и отдельных канализационных сетей -102 ед.

Протяженность водопроводных сетей и водоводов - 7793,8 км, канализационных коллекторов, уличных и внутриквартальных канализационных сетей - 1475,5км [27].

В настоящее время обслуживанием жилищного фонда (296225 жилых домов общей площадью 30920,4 тыс. м?) и предоставлением коммунальных услуг занимаются 642 предприятия.

В рамках реформирования ЖКХ идет процесс разгосударствления отрасли: доля предприятий смешанной и частной форм собственности неуклонно растет.

Кардинальным образом изменилась и структура жилищного фонда в области по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. В процессе приватизации выросла доля частного жилого фонда, которая в настоящее время составляет 70,7%.

В 2005 году область перешла на стопроцентную оплату населением жилищных и коммунальных услуг с одновременным внедрением механизма предоставления субсидий на возмещение затрат по этим расходам, что позволило поддержать малоимущие слои населения и одновременно повысить собираемость платежей с потребителей услуг.

Управление ЖКХ и Правительство Пензенской области уделяют постоянное внимание происходящим процессам реформирования жилищно-коммунального комплекса области. Область активно участвует в реализации федеральной целевой программы «Жилище», на основании которой разработана региональная программа «Модернизация объектов инженерной инфраструктуры» [27].

Общее количество средств бюджета Пензенской области, предусмотренных для софинансирования программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Пензенской области» в 2011 году составляло 30 млн. руб., в том числе по видам программных мероприятий:

- строительство и капитальный ремонт улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 4 млн. руб. (доля областного бюджета 85%);

- совершенствование систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 1 млн. руб. (доля областного бюджета 30%);

- обустройство мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 25 млн. руб. (доля областного бюджета 30%).

В 2011 году поданы заявки на предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ по благоустройству 82 муниципальными образованиями 22 сельских муниципальных районов и г. Заречным на общую сумму 12,799 млн. руб.

Фактическое исполнение программы в 2011 году за счет средств бюджета Пензенской области составило 6427,4 тыс. руб., в том числе по видам работ:

- строительство и капитальный ремонт улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 3998,3 тыс. руб.;

- совершенствование систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 173,6 тыс. руб.;

- обустройство мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 2255,5 тыс. руб.

Общая сумма заявок органов местного самоуправления для участия в программе в 2011 году за счет средств бюджета Пензенской области составляет:

- в части строительства и ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 213,9 млн. руб.;

- в части совершенствования систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 6,12 млн. руб.;

- в части обустройства мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 5,72 млн. руб.

В бюджете Пензенской области предусмотрено 26,87 млн. руб. для софинансирования программных мероприятий, в том числе:

- в части строительства и ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 20 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 85/15%);

- в части совершенствования систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 2 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 30/70%);

- в части обустройства мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 4,87 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 30/70%)

Не подали заявки для участия в программе в 2011 году муниципальные образования Башмаковского, Иссинского, Никольского, Пензенского районов.

Управление жилищно-коммунальным хозяйством области осуществляется Управлением ЖКХ Пензенской области.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (далее - Управление, сокращенное наименование - Управление ЖКХ Пензенской области) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Пензенской области, иными нормативными правовыми актами Пензенской области, Соглашением от 03.12.2007 N 5-7а-09/236 между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Пензенской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, а также настоящим Положением.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, иными исполнительными органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Пензенской области, общественными объединениями, другими организациями.

Место нахождения (юридический адрес) Управления: 440018, г. Пенза, ул. Некрасова, 24.

Основными задачами Управления являются:

-- Формирование на территории области механизмов взаимодействия организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса.

-- Реализация государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения качества жилищно-коммунальных услуг и удовлетворения социальных потребностей населения.

-- Анализ общей экономической ситуации в отрасли, результатов работы жилищно-коммунальных предприятий, разработка и осуществление мер по улучшению их деятельности.

-- Участие в реализации федеральной целевой программы “Жилище”.

-- Разработка и реализация региональных целевых программ в системе жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.

-- Реализация программ по энергосбережению и модернизации объектов теплоэнергетического комплекса систем водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов уничтожения твердых бытовых отходов с целью повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

-- Участие в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности на территории Пензенской области.

-- Предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий, участие в работе по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств.

-- Участие в выполнении федеральной целевой программы “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации”.

Основными функциями Управления по государственному регулированию отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:

-- организация работы по осуществлению реализации в установленном порядке на территории области федеральных программ по направлениям деятельности Управления;

-- внесение в Правительство Пензенской области проектов нормативных правовых актов Пензенской области по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

-- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Пензенской области и подготовке предложений к проекту бюджета Пензенской области по разделам, относящимся к компетенции Управления;

-- разработка и реализация региональных программ, касающихся развития сферы жилищно-коммунального хозяйства;

-- участие в разработке проектов программ социально-экономического развития Пензенской области в части содержания, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;

-- оказание в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных образований консультационной и организационной поддержки по вопросам реализации государственной жилищной политики, реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

-- участие в установленном порядке в согласовании предложений о приватизации предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства, в работе советов директоров жилищно-коммунальных организаций с государственной долей акций в уставном капитале;

-- участие в разработке соглашений с отраслевыми профсоюзами по вопросам условий оплаты и охраны труда, социальных гарантий для работников отрасли;

-- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, инженерно-технических работников, специалистов рабочих профессий для нужд жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Управлением ЖКХ области разработана региональная программа «Чистая вода Пензенской области на 2010- 2015 годы». В виду недостатка финансовых средств в областном и местных бюджетах, на реализацию всего комплекса мероприятий по обеспечению населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, рассматривается вариант привлечения внебюджетных средств.

Для обеспечения взаимодействия с муниципалитетами в дальнейшей работе по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, разработки совместных приоритетных направлений развития жилищно-коммунального комплекса конкретного муниципального образования, организации обучения кадров современному менеджменту, вопросам работы с населением, коммунальной культуре Управлением заключены Соглашения о финансовом, экономическом и техническом сотрудничестве между Управлением ЖКХ и энергетики и главами муниципальных образований (администраций).

Специалистами Управления проводится постоянный мониторинг реализации полномочий органов местного самоуправления и предприятий по оказанию жилищно-коммунальных услуг, ведется информационно-разъяснительная работа среди населения. В этих целях используются встречи руководителей и специалистов Управления с трудовыми коллективами предприятий ЖКХ. Только в 2012 году таких встреч проведено 138.

Примерно половина всей инфраструктуры ЖКК расположена в Пензе и обслуживает областной центр.

Энергоснабжение населенных пунктов осуществляется предприятиями большой энергетики (Пензаэнерго и др.). Собственных генерирующих мощностей на предприятиях отрасли ЖКХ не имеется. Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, 70% вырабатывается в собственных котельных.

Делись добром ;)