1.1. Предмет курса
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.
Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.
Рис. 1. Кольцо управления
Американское определение менеджмента - "делать что -либо руками других". Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также дать практические навыки управления.
Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют: созданием этой организации, взаимодействием ее частей, производственным процессом, развитием организации, ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.
Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит ".
Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами - Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия. Каждая ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников. Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями.
- 1.1. Предмет курса
- 1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы
- 1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
- 1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
- 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
- 2.1. Сущность менеджмента
- 2.2. Основное содержание общих целей и ограничений
- 2.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
- 2.4. Этика и культура фирмы
- 2.5. Основные принципы и цели деятельности конкретной фирмы
- 2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров
- 2.7. Иерархия управления
- 3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
- 3.1. Понятие и классификация функций управления
- 3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой
- 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
- 4.1. Понятие организации и организационной структуры
- 4.2. Типы организационных структур управления
- 4.3. Сравнение структур управления
- 4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции
- 4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией
- 4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой