Основы стратегического управления предприятиями малого бизнеса в сфере общественного питания

отчет по практике

1.2 Составляющие успешности выполнения стратегии

Основой успешности выполнения стратегии является:

1. Цели стратегии и планы хорошо доводятся до работников, с тем, чтобы достичь с их стороны не только понимания того, что делает организация, но и их вовлечение в процесс реализации стратегии.

2. Руководство не только своевременного поступления всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и наличие плана реализации стратегии в виде целевых установок и фиксация достижение каждой цели.

3. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи, осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка и контроль выполнения стратегии обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, соответствующих целям организации.

Исходя из структуры, основных элементов стратегического менеджмента и их основы представляется возможным выделить пять основных взаимосвязанных задач стратегического управления [10, 216].

Первая задача - определение сферы деятельности организации и формулирование стратегических установок (может определяться повторно при необходимости).

Вторая задача - постановка стратегических целей и задач для их достижения (возможен пересмотр при необходимости).

Третья задача - формулирование стратегии организации для достижения намеченных целей в результате производственной деятельности (переформулирование при необходимости).

Четвертая задача - реализация стратегического плана (переработка при необходимости).

Пятая задача - оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана и/или методов его реализации (возможен возврат к задаче 1, 2 , 3 или 4 при необходимости).

Эти задачи характеризуются тесной взаимосвязью и представляют своеобразное классическое «стратегическое управленческое кольцо».

Стратегическое управление правомочно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или) следуют один из другого. Однако, существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю структуру их совокупности. Схематически структура стратегического управления представлена на рис. 1 [10, 221]

Рис. 1 Структура стратегического управления

При анализе сущности основных задач стратегического управления мы имеем возможность убедиться, что все эти задачи в конечном итоге направлены на достижение организацией конкурентных преимуществ. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.

В практической деятельности всех без исключения руководителей предприятий интересует один и тот же вопрос: А в чем же все-таки состоит стратегия предприятия?

Правомочно утверждать, что стратегия предприятия состоит из множества ответов на вопрос «КАК»:

- как развито дело?

- как удовлетворить своих клиентов?

- как обогнать конкурентов?

- как ответить на изменяющиеся рыночные условия?

- как управлять отдельным функциональным звеном предприятия?

- как достичь стратегических и финансовых целей?

Вопрос «как» в стратегии специфичен для разных компаний и связан исключительно с ситуацией в компании и целями ее деятельности.

С учетом этих «КАК» конкретизируем понимание стратегии предприятия.

По классическим канонам управления, СТРАТЕГИЯ - обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

Но в любом случае стратегия предприятия предусматривает:

1. Осуществление стратегического анализа.

2. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия.

3. Осуществление стратегического выбора (выбора стратегии).

4. Формирование и реализация стратегического маркетинга.

5. Формирование и реализация инновационной и технической политики предприятия.

6. Формирование и реализация стратегии внешнеэкономической деятельности.

7. Управление финансовыми потоками предприятия для получения максимальной финансовой прибыли организацией.

8. Создание, отладка эффективно функционирующей системы информационного обеспечения деятельности предприятия (потеря информации, или ее необратимое устаревание - потеря управления предприятием, и в конечном итоге - потеря прибыли и т.п.).

9. Определение и реализация стратегии организационной структуры предприятия.

10. Осуществление стратегического управления.

11. Соответствие внутренней политики предприятия требованиям стратегии фирмы.

12. Управление персоналом.

13. Реализация и контроль эффективности принятой стратегии.

14. Организация и выполнение мероприятий по защите технологической и служебной информации.

Необходимо отметить, что стратегия предприятия будет адекватно отражать тенденцию рынка и предпочтение клиентов в том случае, если менеджеры всей компании, разрабатывающие стратегию, обладают предпринимательским талантом, стремятся максимально удовлетворить требования клиентов и добиться значительных конкурентных преимуществ на рынке.

Теория и практика современного бизнеса определяет, что конкурентное преимущество является решающим фактором стратегического успеха фирмы и основным ориентиром стратегии предприятия. Конкурентное преимущество также является ведущим «стратегическим фактором». Основное содержание данного фактора заключается в способности предприятия уяснить и удержать в течении длительного времени свои преимущества как производителя товара (услуг) по сравнению с конкурентами.

Конкурентные преимущества в целях обеспечения стратегии предприятия должны отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать уникальность собственной марки по сравнению с конкурирующими в течении длительного времени, для чего сильные стороны данной фирмы соотносятся со слабостями соперника;

- удовлетворять специфические потребности клиента, т.е. относительно сильные стороны предприятия должны давать соответствующую выгоду данной целевой группе потребителей;

- строиться на специфических способностях и ресурсах предприятия, которые должны быть оригинальными по сравнению с конкурентами и которые трудно или невозможно имитировать.

В рыночных условиях одним из основных критериев эффективности стратегии является стабильное конкурентное преимущество, т.е. хорошая стратегия ведет к стабильному конкурентному преимуществу. Чем выше конкурентное преимущество, созданное при помощи стратегии, тем она более мощная и эффективная [13, 129].

В итоге рассмотренного нами материала может возникнуть вопрос о правомерности данных теоретических изысков в управлении предприятием малого бизнеса. Мы с уверенностью отмечаем, что элементы и составляющие стратегического управления весьма характерны для предприятий малого бизнеса по следующим причинам:

- предприятию необходимо устойчивое конкурентное преимущество, достигаемое в основном при стратегическом управлении;

- предприятия малого бизнеса, как правило, ограничены в своих ресурсах, поэтому обязаны в своей деятельности «выбирать по крупицам» любые возможности повышения эффективности своего функционирования, и, в первую очередь посредством реализации адекватных стратегий;

- сами условия рынка диктуют необходимость применения стратегического управления, так как приходится учитывать воздействующие стратегические факторы, определять стратегию и миссию организации, добиваться соответствия организационной структуры стратегии предприятия;

- учитывать особенности функционирования рынка услуг общественного питания, что также определяет выбор и методологию реализации стратегии.

Делись добром ;)