Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России

реферат

Предпосылки формирования американской модели управления

Американская модель впитала в себя основы традиционной школы, основоположником которой считается А. Файоль. Американцы Л. Гьюлик и Л. Урвик сделали почти все для популяризации ключевых положений этой школы. Потом другие американские авторы внесли в систему основ управления много дополнений, уточнений и изменений.

Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Современная американская модель в этом виде, какой сформировался именно в данный момент, базируется на 3-ёх исторических предпосылках: индустриальный способ организации производства; корпорация как основная форма предпринимательства; наличие рынка.

В конце XVIII в. на смену мануфактурному производству пришел индустриальный способ организации производства, произведший научно-техническую революцию на предприятиях. Была сотворена крупная промышленность, объединившая на собственных предприятиях большое количество трудящихся, которые безжалостно эксплуатировались. Власть капиталистов и представляющих их интересы правящих была безмерна.

В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила всю Северную Америку. Технологическая революция состояла в том, что человек стал больше освобождаться от конкретного участия в ходе производства. Возникли производственные процессы, которые стали исполняться без непосредственного участия человека или исключительно под его наблюдением и контролированием. Происшедшие перемены показали свежие требования к рабочей силе: от работника стал требоваться наиболее высокий уровень образования и квалификации.

Современная американская модель нацелена на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), образовавшуюся еще в начале XIX в.

Грандиозное влияние на формирование теории корпорации оказала книга "Современная корпорация и частная собственность", опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры заполучили право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально числу принадлежащих им акций. Корпорации пришли на замену маленьким компаниям, в которых вся собственность принадлежала обладателям капитала, и они вполне осуществляли контроль деятельность трудящихся.

Ранним американским предприятиям была присуща трестовская организация, вследствие этого и на данный момент в этих известных фирмах, как "Дженерал моторс", "Крайслер", "Форд мотор", предприятия в составе производственных филиалов лишены самостоятельности. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2009.Руководители этих фирм всецело зависят от руководителей производственных отделений. В функции производственного филиалы входят распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за исполнением планов выпуска продукции, также за выполнением этих совокупных функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.

Американские корпорации широко применяют в своей деятельности стратегическое управление. Данное понятие было введено в обиход на стыке 1960-70-х гг., ну а в 1980-е гг. обхватило фактически все американские корпорации.

Слово "стратегия" произошло от греческого strategos - "искусство генерала". В целом виде стратегия - это метод использования средств и ресурсов, нацеленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно квалифицировать как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения основной цели корпорации. Стратегия определяет основные цели и ключевые пути их достижения, следовательно, что корпорация получает общее направление действий. Выход в свет свежих целей, в большинстве случаев, просит поиска и выработки свежих стратегий.

Содержание стратегического управления содержится, во-1-х, в исследовании долгосрочной стратегии, нужной для победы в конкуренции, и, во-2-х, в претворении в жизнь управления в настоящем масштабе времени. Созданная стратегия корпорации впоследствии преобразуется в текущие производственно-хозяйственные проекты, подлежащие реализации на практике. Семенова И.И. История Менеджмента - М.: Юнити-Дана, 2009.

Ряд американских ученых вообще опровергает необходимость стратегического управления, доказывая свои позиции изменчивостью и непредвиденностью внешней среды, в которой действуют современные корпорации. Этих взглядов держатся представители консервативного направления экономической мысли. Впрочем, их позиции неосновательны с научной позиции. Помимо того, практика развития больших хозяйственных комплексов Соединенных Штатов и прочих государств говорит о существенных успехах корпораций, использующих в собственной деятельности стратегическое управление и планирование.

До перехода к стратегическому управлению в теории и на практике доминировала концепция управленческого рационализма, согласно которой успех корпорации ориентируется прежде всего рациональной организацией производства продукции, понижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных запасов, повышением производительности труда и эффективностью применения всех видов ресурсов. Данная концепция оценивала предприятие как "закрытую" систему, а его цели и задачи заданными и довольно стабильны на протяжении длительного времени.

Cтратегическое управления базируется на системном и ситуационных подходах к управлению. Предприятие рассматривается как "открытая" система. Основой стратегического управления считается системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные изыскания и исследования, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и так далее) среды.

Делись добром ;)