logo
Особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность

Введение

В настоящее время, когда Россия встала на путь рыночного развития экономики, отечественными предприятиям нужно прилагать больших усилий, чтобы твердо держать свои позиции на рынке. Для этого предприятиям необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию, следить за ее качеством, за положением на рынке, за изменениями предпочтений потребителей, за развитием технологического процесса. Но прежде всего предприятиям нужно правильно выбирать стратегию своего дальнейшего развития.

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с большим количеством факторов. Эти факторы по-разному влияют на организацию и оказывают очень существенное воздействие на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации. В этой курсовой работе мы раскроем понятие и значение факторов внешней среды организации.

Внешняя среда является, с одной стороны, источником, который питает фирму ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне, а с другой - источником, который поглощает результаты деятельности фирмы, обеспечивая тем самым возможность ее выживания. Таким образом, задача стратегического планирования заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое дало бы ей возможность поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения своих целей, и тем самым давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Внешняя среда является источником, который снабжает организацию ресурсами, необходимыми для поддержки ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендует много других организаций, которые находятся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы с внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которое позволяло бы ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения поставленных целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Успех организации зависит не только от совершенства ее внутренней среды, но и от внешних относительно организации сил. Они прямо или опосредствовано влияют на ее деятельность, усложняя ее или открывая перед ней новые возможности. Поэтому необходим всесторонний и тщательный анализ характера влияния внешних сил на организацию, которая даст возможность принимать такие управленческие решения, которые будут улучшать конкурентные позиции организации, будут обеспечивать ее эффективное функционирование и развитие.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и воплотить эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и места, которое занимает в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается управлением в первую очередь для того, чтобы раскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при последующем их достижении.

Сначала внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано лишь в 50-ые годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как целостность, которая состоит из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно которому, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, которая характеризуется в значительной степени определенными внешними переменными.

Цель исследования - охарактеризовать внешнюю среду организации как условие ее функционирования и выживания.

Объект исследования - внешняя среда организации.

Предмет исследования - особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и сущность внешней среды организации.

2. Провести классификацию факторов внешней среды организации.

3. Изучить комплексный подход к оценке внешней среды.

4. Проанализировать методы оценки внешней среды.

Теоретико-методологическим основанием исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей в области менеджмента, маркетинга, экономики предприятия и теории управления.

Реализация задач исследования осуществлялась путем комплексного использования общенаучных и специальных методов: логического, этимологического и сравнения - при углубленном анализе понятийного аппарата и формировании теоретической базы исследования; анализа и синтеза - для осмысления отдельных вопросов взаимодействия предприятия с внешней средой; категориального анализа - при уточнении таких понятий, как "внешняя среда организации", "факторы внешней среды" и пр.; сравнительного анализа - при изучении источников по проблематике исследования и для обобщения отечественного и зарубежного взаимодействия организаций с внешней средой, анализа и обобщения - для теоретического обоснования результатов исследования.

Структура курсовой работы: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 8 источников. Основной текст работы изложен на 25 страницах.