Особенности влияния внешней среды организации на ее деятельность

курсовая работа

2.2 Факторы непрямого влияния

Среда непрямого действия охватывает материально-технические условия, общественные отношения и институции, другие факторы, которые влияют на организации опосредствовано. Этим факторам свойственный высокий уровень вариативности, неопределенности и непредсказуемости. К основным из них, за которыми предприятие должно внимательно следить и правильно оценивать связанные с ними угрозы или выгоды во время выработки предпринимательской стратегии, принадлежат экономические, политические, социокультурные, научно-технологические, экологические и некоторые другие (рис. 4).

Общее положение экономики, тенденции ее развития время от времени изменяют экономическую среду ведения хозяйства. Для выработки собственной стратегии развития предприятия следует постоянно диагностировать его и оценивать изменения с точки зрения возможных для себя последствий. К этим факторам принадлежат: уровень и темпы инфляции, роста и спада производства, колебания курса национальной валюты относительно валют других стран, налогообложения, условия получения кредита и процентная банковская ставка, уровень динамики цен, распределение прибылей и спрос покупателей, платежеспособность контрагентов и тому подобное.

В последнее время очень большое значение приобрела глобализация - экономический фактор, который делает сильных субъектов рынка еще сильнее, а слабых - еще более слабыми, переводит конкурентную борьбу на новые уровни.

Рис. 4 Среда непрямого (косвенного) влияния

Группа политических факторов постоянно должна быть в поле зрения руководителей предприятий прежде всего в нестабильной социально-экономической и политической среде, которая складывается в период трансформации экономических отношений. Нестабильная политическая ситуация влечет отток капитала от отраслей, которые нуждаются в значительных долгосрочных инвестициях, в то же время достаточно хорошо чувствуют себя торговые предприятия. В период роста политической активности (избирательные процессы, в частности) открываются новые возможности для средств массовой информации - они становятся чрезвычайно рентабельными (благодаря высокой стоимости политической рекламы) и могут увеличивать свои тиражи, приобретая имидж "правдоносителей".

Социокультурные факторы формируются в рамках конкретного общества и отображают особенности основных взглядов, ценностей и норм поведения людей, которые влияют на принятие управленческих решений. К ним принадлежат: отношение людей к самим себя и к другим, к общественным институциям, к природе, к основным культурным ценностям и тому подобное. Можно сказать, что одной из основных причин, из-за которой так медленно происходят рыночные превращения в России, является перенесение управленческого опыта западных стран на отечественную институциональную среду, которая характеризуется своими традициями и преференциями. В частности, на служебное продвижение или отбор кандидата на определенную должность часто влияет не высокий профессионализм, а личная преданность, принадлежность к определенной "семье" или клану. Основными ментальными чертами наших граждан являются дистанционирование от власти и недоверие к ней, крайний индивидуализм, правовой нигилизм, пренебрежение законами, аргументация с позиции силы, а не знаний. Все это предопределяет нежелание придерживаться общепринятых этических норм ведения бизнеса и вместо правила "Действовать так, чтобы было выгодно всем" преимущество предоставляется норме "Действовать так, чтобы было выгодно мне". Уклонение от норм этики в ведении бизнеса приводит к росту платы за риск. Этим поясняются и высокие процентные ставки на кредиты, которые предоставляются банками, в частности и трудности, связанные с получением их для развития бизнеса. Эти же факторы должны учитывать коммерческие банки во время предоставления кредитов для того, чтобы обеспечить их возвращение. Следовательно, можно утверждать, что социально-культурные факторы также существенно влияют на экономическую ситуацию в России.

Также немаловажными являются и научно-технические факторы внешней среды. Неравномерный ход научно-технического прогресса, расхождение в пространстве и времени создания и использования технических новинок требуют учет предприятиями уровня и тенденций технико-технологического развития и того, как его достижение используют конкуренты. Динамика технологического прогресса в высокоразвитых странах просто фантастическая. Поэтому руководителям предприятий необходимо анализировать и возможное влияние общемировой научно-технической среды на создание и внедрение технологических новаций. При этом большое внимание следует уделять научным изобретениям или открытиям, которые могут существенно повлиять на дальнейшее использование имеющихся технологий, делая их малоперспективными. Так, компания "Полароид" в октябре в 2001 г., после 30 лет существования на рынке фотоуслуг, объявила о своем банкротстве. Причина - появление новых цифровых фотоаппаратов, которые буквально в течение секунд с помощью компьютера и цветного принтера могут изготовить сколько угодно копий фотоснимков. Кроме того, повысилась оперативность работы традиционных фотоуслуг. Последним аргументом в пользу банкротства было резкое уменьшение численности туристов в связи с терактами в США.

С другой стороны, предлагая рыночные научно-технические разработки (прежде всего это касается предприятий, которые применяют технологии наивысшего уровня, огромного инновационного потенциала, - компьютерные, лазерные, плазменные, биологические), следует позаботиться об их надлежащем информационном и инженерном сопровождении. Очень часто перспективные научно-технические, в том числе и отечественные разработки не могут найти применение из-за неподготовленности рынка к их восприятию. Поэтому нужно загодя готовить почву для успешного продвижения новинки на рынок, используя для этого все возможности - от имиджевой информации до участия в международных выставках и презентациях.

Всестороннее обоснование предпринимательской стратегии предусматривает ее соответствие критерия безопасности человека и окружающей среды. К основным факторам влияния на окружающую среду, которые следует учитывать и прогнозировать в предпринимательской деятельности, принадлежат: объемы выбросов в среду загрязняющих и ядовитых веществ; уровень физического (электромагнитного, радиационного, теплового) влияния на среду; надежность и социально-экологическая безопасность производственных систем и больших технологических образований - гидротехнических сооружений, газо- и нафтогонов, тоннелей и тому подобное; количество и качество продукции, которая изготовляется, ее безопасность и утилизационная пригодность; состояние естественной среды, в котором расположено предприятие (до и после реализации запланированной стратегии развития) и размеры возможных необратимых негативных последствий. В настоящее время, принимая решение о тех или других технологических аспектах выпуска продукции, необходимо оценивать не только то, как способ изготовления продукции повлияет на окружающую среду, но и как после окончания эксплуатационного срока обеспечить процесс утилизации продукции, чтобы не нанести вреда природе и человеку.

Делись добром ;)