Особенности развития персонала образовательного учреждения на примере школы №2 г. Вятские Поляны Кировской области

курсовая работа

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ: СИСТЕМА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО РАБОТНИКА

Сегодня персонал образовательного учреждения рассматривается как основной ресурс, в значительной степени определяющий успех всей деятельности. Поэтому при создании современной системы управления педагогическим персоналом важное место должно быть отведено вопросам оптимизации, механизмам развития индивидуальных возможностей каждого педагогического работника [2,стр.26].

Одним из условий эффективного управления образовательным учреждением является умение выстроить оптимальную структуру управления, создать административно-управленческий аппарат с четко разграниченными функциями и ответственностью. С одной стороны, это административно-управленческая вертикаль - от директора к руководителям структурных подразделений. Директор совместно с руководителями структурных подразделений определяют перспективы развития школы, этапы и содержание работы, контролируют деятельность учреждения в целом и отдельных его подразделений, создают условия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления профессионально-педагогической деятельности [3,с.26].

Однако вместе с тем важным элементом демократизации школы является делегирование функций управления членам педагогического коллектива (горизонтальное управление). Горизонтальное управление коллективом осуществляется через систему постоянно действующих комиссий и объединений, наделенных конкретными управленческими функциями: научно-методический совет, аттестационная комиссия, руководство методических объединений, психолого-педагогическая медико-социальная служба [4,стр.26].

Делегирование ряда прав и полномочий (в том числе при осуществлении функций прогнозирования, планирования, контроля и оценки качества деятельности педагогических работников) учителю превращает школу в самоуправляющуюся систему.

Процесс формирования вертикально-горизонтальной структуры управления проходит одновременно с процессом становления и оформления документальной основы деятельности коллектива. Основные принципы функционирования документально-информационной системы формируются на самом начальном этапе ее формирования и поддерживаются на протяжении всего периода деятельности учреждения. Это позволяет сформировать культуру документоведения и документооборота, что в конечном итоге позволяет не только хранить, но и обобщать, и передавать накопленный в учреждении опыт работы молодым специалистам. Именно это условие позволяет сделать систему управления персоналом не только функциональной, но и саморазвивающейся [2,стр.27].

В процессе формирования документально-информационной системы можно выделить пять важных составляющих единой документальной основы деятельности учреждения [3,стр.27]:

1) основу функционирования любого учреждения составляет Нормативно-правовая и законодательная база. Умение работать с нормативными документами, получать из них необходимую для построения и организации учебно-воспитательного процесса информацию - необходимый элемент повышения профессионализма педагогических работников;

2) разграничение функций, основных задач и направлений управления общеобразовательным учреждением через адекватную систему внутренних локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников, положения о постоянно действующих комиссиях и объединениях и т.д.) позволяет создать вертикально-горизонтальную систему управления, в которой не дублируются функции членов управленческой команды;

3) формирование единых подходов к планированию и анализу работы каждого конкретного работника, структурных подразделений, постоянно действующих комиссий и объединений;

4) формирование единых критериев оценки деятельности педагогов через разработку форм документов инспекционно-контрольной деятельности администрации;

5) разработка методических рекомендаций по тем направлениям и формам работы педагогов, информация по которым отсутствует либо не систематизирована в научно-методической литературе.

Общие положения МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны [1,стр.2]: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов создана Постановлением Областного Совета депутатов трудящихся от 20.04.1954г. №275.

Полное наименование: «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Вятские Поляны Кировской области» (далее «Школа»). Сокращенное наименование Школы: МОУ СОШ с УИОП №2.

Школа является юридическим лицом, пользуется обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет бюджетные и внебюджетные средства, самостоятельный баланс, смету, лицевые счета в финансовом отделе г. Вятские Поляны по бюджетным средствам и внебюджетным средствам, бланки со своим наименованием, гербовую печать установленного образца, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах [3,стр.4].

Права юридического лица у школы в части ведения административной и финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации ОУ. Школа приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ей лицензии.

Права на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования и пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают у Школы с момента государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством (ст.33, п.16 Закона Российской Федерации «Об образовании») [3,стр.7].

Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом области «Об образовании в Кировской области», другими законодательными и нормативными актами Министерства образования РФ, Департамента образования Кировской области, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в РФ, настоящим уставом, договором между школой и учредителем [4,стр.7].

В разделе 2 Устава учебного заведения определены предметы и цели деятельности [5,стр.7]. Цели образовательного процесса: обеспечение возможности получения учащимися начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение возможности получения наиболее способными и заинтересованными в учении учащимися дополнительного образования повышенного уровня в классах с углубленным изучением предметов и (или) профильных классах; создание основы для осознанного выбора профессии; обеспечение условий для разностороннего развития личности учащегося (физического, интеллектуального, психического, духовного); воспитание трудолюбия, патриотизма и гражданственности; создание условий для реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству, традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры [1,стр.8].

Для реализации основных задач Школа: самостоятельно с учетом государственных стандартов разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы; разрабатывает и утверждает учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий; выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных Законом РФ «Об образовании»; реализует дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные образовательные услуги, в том числе и за плату, за пределами основных образовательных программ; привлекает для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансирования, включая, с согласия учредителя, использования банковских кредитов; имеет право арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество; имеет право образовывать комплексы, ассоциации, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий, общественных организаций; имеет право вести предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством РФ и не наносящую ущерб основной уставной деятельности; имеет право на договорной основе сотрудничать с другими образовательными учреждениями [2,стр.8].

В разделе 5 Устава МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны определены принципы управления образовательным учреждением, а в шестом разделе принципы финансово-хозяйственной деятельности. Также в уставе дан перечень других локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения [3,стр.8].

Согласно Уставу Школа №2 расположена на улице Школьной, 55-а, г. Вятские Поляны. Микрорайон школы является рабочим районом города. Большинство семей живут в двух, пятиэтажных домах и в частном секторе.

Много малообеспеченных семей, поэтому ученики школы не имеют достаточно комфортных условий для выполнения домашних заданий. Несмотря на это большинство родителей, ориентируют своих детей на получение полноценного среднего образования. Большую поддержку со стороны родителей получила идея создания 5-го класса углубленного изучения предметов естественнонаучного, гуманитарного и общеобразовательного направления [2,стр.9].

Школа пока не удовлетворяет запросов родителей по раннему преподаванию английского языка (причина - недостаточно преподавателей) и информатики (причина - наличие 1 компьютерного класса). Это главные причины ухода детей в другие школы в начальном звене [3,стр.9].

В микрорайоне школы 1232 полные семьи, что составляет 71,2% от общего количества. Неполные семьи - 279 - 16%, многодетные - 160 - 9%, неблагополучные - 73 - 7,6%. Дети из таких семей учатся обычно слабо. Школа видит решение проблемы во внешней дифференциации учащихся. Таким образом, с 1992 года в школе работают профильные классы или группы, а с 2001 года - классы с углубленным изучением предметов. В старших классах работают такие профили как физико-математический , химико-биологический, гуманитарный, военно-спортивный, технологический. Есть также и классы с общеобразовательной подготовкой.

МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны как инновационное общеобразовательное учреждение реализует[4,стр.9]:

1. Общеобразовательную программу начального общего образования повышенного уровня.

2. Общеобразовательную программу основного общего образования повышенного уровня.

3. Общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования повышенного уровня.

МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области», Типовым положением об общеобразовательном учреждении Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, Правительства Кировской области, Положением о МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны в Кировской области, законодательными и нормативными актами и распоряжениями главы муниципального образования, договором с администрацией Вятскополянского района, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также настоящим Уставом и локальными правовыми актами МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны Кировской области. При осуществлении предпринимательской деятельности МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны руководствуется законодательством Российской Федерации [1,стр.11].

МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны является юридическим лицом (некоммерческой организацией), имеет право на бюджетные и внебюджетные средства, лицевой счет в финансовом отделе го рода, имеет печать с изображением государственного герба Российской Федерации, бланки со своим наименованием, может заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде. Данное общеобразовательное учреждение имеет смету расходов и обособленное имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления. Права МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны как юридического лица по ведению административной и финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной Уставом, направленной на подготовку и обеспечение образовательного процесса, возникают с момента государственной регистрации образовательного учреждения [2,стр.11].

Основными целями и задачами МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны в соответствии с Уставом являются [3,стр.11]:

1. Создание условий для получения общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней;

2. Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

3. Осуществление воспитательно-образовательного процесса на принципах непрерывности уровневой и профильной дифференциации в соответствии с реализуемыми гимназическими образовательными программами и государственными стандартами;

4. Создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося, сохранения и укрепления его духовного и физического здоровья;

5. Формирование личности, способной к непрерывному образованию, к активному творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности;

6. Формирование у обучающихся потребностей к саморазвитию, подготовке их к творческой и исследовательской деятельности в различных областях наук;

7. Создание финансовых, материально-технических условий для организации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Для достижения поставленных целей МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны: разрабатывает, принимает, реализует образовательные программы с учётом государственных стандартов на уровнях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; самостоятельно организует образовательный процесс. По согласованию с районным управлением образования (РУО), в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями разрабатывает учебный план на основе примерного базисного учебного плана, образовательных программ для профильного обучения [4,стр.13]. Образовательный процесс регламентируется составленным в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами расписанием учебных занятий и факультативов; вводит в дополнение к обязательным предметам предметы по выбору обучающихся, направленные на развитие способностей обучающихся; объединяет детей в специализированные классы из числа наиболее подготовленных к освоению программ повышенного уровня (русский язык - 5-11 классы, профильные классы - 10- 11 классы).

Таким образом, изучив Устав данного общеобразовательного учреждения и в соответствии с ним представляем основные и дополнительные образовательные услуги в сфере образования МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны. Из предложенного рисунка видно, что МОУ СОШ с УИОП №2 г. Вятские Поляны предоставляет основные образовательные услуги через уроки, кружки, секции, факультативы, объединения, клубы; дополнительные образовательные услуги через библиотеку, консультации психолога, социального педагога, а также дополнительные платные образовательные услуги.

Делись добром ;)