Особенности развития персонала образовательного учреждения на примере школы №2 г. Вятские Поляны Кировской области

курсовая работа

2.2 Организационная структура и структура управления

Изучив потребности социума и устав данного общеобразовательного учреждения можно представить его функциональную структуру (Приложение 1).

Педагогический коллектив МОУ СОШ с УИОП № 2 состоит из 46 педагогов, из них лишь 4 педагога мужчины, а остальные женщины. Возрастной состав педагогов: 20-30 лет - 2 чел., 30-40 лет - 25 чел., 40-50 лет - 9 чел., 50-60 лет - 7 чел., 60 и более - 3 чел. (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Возрастной состав педагогов МОУ СОШ с УИОП № 2

По рисунку видно, что средний возраст педагогического коллектива составляет 37,5 лет, что является самым благоприятным возрастным показателем для осуществления инновационной деятельности.

Высшее образование имеет почти весь педагогический коллектив (44 педагога), за исключением 2 педагогов, имеющих среднее профессиональное образование (Рисунок 6). По педагогическому стажу: до 5 лет - 4%, до 10 лет - 7%, до 20 лет - 54%, свыше 20 лет - 35%.

Рисунок 6 - Образовательный уровень педагогов МОУ СОШ с УИОП № 2

По уровню квалификации педагогических работников: высшая квалификационная категория - 10 чел.(22%), I квалификационная категория - 28 чел.(61%), II квалификационная категория - 8 чел.(17%) (Рисунок 7). Имеют звание «Заслуженный учитель РФ» 2 педагога, «Отличник народного просвещения» 5 педагогов.

Рисунок 7 - Квалификация педагогических работников МОУ СОШ с УИОП № 2

Во взаимоотношениях в педагогическом коллективе на первое место поставлены такие ценности, как готовность коллег оказать помощь в работе, культурно-массовые мероприятия и совместный отдых, культурная и интеллигентная атмосфера в коллективе. Во все времена это образовательное учреждение славилось своими учителями. И сейчас в МОУ СОШ с УИОП № 2 работает коллектив профессионалов, неравнодушных к своему делу, способных воспринимать нововведения.

Согласно структуре, целям и задачам, стоящим перед образовательным учреждение можно представить его организационную структуру следующим образом (Приложение 2). Согласно данной организационной структуры утверждается штатное расписание в пределах бюджетного финансирования. Штатное расписание организации определяет состав аппарата управления и структурных подразделений, перечень должностей работников, месячные должностные оклады и персональные надбавки. Штатное расписание утверждается руководителем организации. В рыночных условиях, штатное расписание является предметом коммерческой тайны, поэтому целесообразно составлять его не более, чем в двух экземплярах (для руководителя и главного бухгалтера). В подразделения доводятся только конкретные выдержки из штатного расписания, а в отдел кадров информация о вакантных должностях. Исходя из потребностей школы и современных требований некоторые единицы сотрудников вводятся за счет дополнительных средств школы (фонда экономии) и внебюджетных средств.

Так в школе введены должности начальника дневной охраны образовательного учреждения, охранников, лаборанта методического кабинета, лаборанта кабинета информатики [2,стр.4].

Деятельность всех структурных звеньев и их руководителей определяется такими локальными актами как положения о деятельности структурных звеньев, должностными обязанностями руководителей и других работников школы, которые определены в Правилах трудового распорядка и других локальных актах школы [3,стр.4].

Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом общеобразовательного учреждения. Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор). Прием на работу руководителя государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения. Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления [2,стр.5].

Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем. За результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.

Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом. В любой организации, рассматриваемой как система, складываются определенные структурные связи между различными подсистемами (между структурными подразделениями, между различными уровнями управления). Наиболее распространенным классификационным признаком управленческих кадров является степень отношения к управленческому решению. По этому признаку управленческие работники подразделяются на три группы: руководители, специалисты и технические исполнители: руководители принимают решения, специалисты готовят специальную информацию для их принятия, технический персонал аппарата управления доводит решения до исполнителя [5,стр.85].

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижения поставленной цели. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми[2,стр.86].

Структура управления школы представляет собой линейно-функциональную структуру. Она реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решений производятся коллективно (коллегиально), а принятие решения и ответственность за его выполнение возложены на первого руководителя (Приложение 3). Такая структура объединяет лучшие свойства линейной (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной (разделение труда, квалифицированная подготовка решений) структур[3,стр.86].

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Учреждение нуждается в горизонтальных коммуникациях для координации совместных действий [4,стр.86].

Горизонтальное управление носит характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальное управление - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

Таким образом, структура управления школы двухуровневая, верхние звенья управления (директор школы) и средние звенья (зам. директора по УВР, по ВР, АХЧ, главный бухгалтер), непосредственно руководящие работой исполнителей.

Делись добром ;)