Особенности российского менеджмента

курсовая работа

1.1 Сравнение старой и современной организации

Знания о теории менеджмента, о его возникновении необходимы. Практика менеджмента очень древняя. На глиняных таблицах, сделанных более пяти тысяч лет назад, найдены сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Они являются четким доказательством существования там практики управления. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Практически все формы проявления современного управления прослеживаются в огромных процветающих организациях древности, но в целом характер и структура управления того времени отличалась от сегодняшней. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было гораздо меньшим, также было меньше руководителей среднего звена. Очень часто руководство было единоличным. Если лицо на верхнем уровне управления (в большинстве случаев им являлся мужчина) было хорошим лидером и правителем, тогда дела проходили стабильно. Когда к власти приходил какой-нибудь неумелый руководитель - наступал полнейший хаос. Сравнение старой организации и организации в наши дни по нескольким критериям показано ниже (см. табл. 1.1).

Табл. 1.1. Сравнение старой и современной организации.

Старая организация

Современные организации

Мало крупных организаций и отсутствие гигантских.

Много чрезвычайно мощных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.

Небольшое количество руководителей, отсутствие руководителей среднего звена.

Большое количество руководителей, в том числе руководителей среднего звена.

Управленческая работа часто не выделялась и не отделялась от неуправленческой.

Четкое разделение управленческих групп, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой.

Руководящие посты в организации доставались чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.

Руководящие посты в организации достаются чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения.

Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.

Делись добром ;)