Особенности стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса

курсовая работа

1.1 Предприятия малого и среднего бизнеса, как объект исследования

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес - это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации.

К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства.Заргарян А.М. Долгосрочная стратегия развития как элемент эффективного функционирования организаций малого и среднего бизнеса / А.М. Заргарян // Век качества, 2010. - №3. - с. 39,. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий - от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса - Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

- Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.

- Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.

- Негативное отношение к предпринимателям части населения.

- Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.

- Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.

Малый бизнес - не только экономическая, но и юридическая категория, ведь какие виды и формы деятельности следует относить к малому бизнесу, определяется нормами российского законодательства. Начиная с 2008 года для отнесения предприятий и индивидуальных предпринимателей к малому бизнесу, используются следующие критерии:

1. Среднегодовая численность работников. До 100 человек включительно - для малых предприятий, и до 15 человек - для микро-предприятий (в их числе).

2. Предельная выручка от реализации товаров и услуг без учета НДС. До 400 миллионов рублей - для малых предприятий, и до 60 миллионов рублей - для микро-предприятий. Пересматривается 1 раз в пять лет с использованием данных сплошного статистического наблюдения за предыдущий период.

3. Балансовая стоимость активов. Постановления Правительства РФ в отношении этого вопроса пока не существует.

Статистика малого бизнеса ведется отдельно от статистики микро-предприятий. Попробуем выяснить, каковы некоторые показатели российской статистики малого бизнеса.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства на 1 июля 2012 года, на середину 2012 года в России зарегистрировано более 238 тысяч малых предприятий, таким образом, рост за последний год составил 3%. В расчете на 100 тысяч населения зарегистрировано 166,5 предприятия, что больше показателя 2011 года на 5 единиц. Количество микро-предприятий, по данным Росстата на конец 2011 года, превысило 1,4 миллиона юридических лиц, при этом действующими оказались не более 1 миллиона. Так же обстоят дела с индивидуальными предпринимателями: из 3-х миллионов ИП осуществляют хозяйственную деятельность только 2 миллиона человек. Мильнер Б. О государственной системе поддержки малого бизнеса / Б.Мильнер, Т.Орлова // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 5. - с. 38.

Рост малого бизнеса отмечается в следующих федеральных округах:

1. Уральский ФО - 25,3%,

2. Дальневосточный ФО - 12,2%,

3. Сибирский ФО - 7,3%,

4. Южный ФО - 5,4%,

5. Приволжский ФО - 2,2%,

6. Центральный ФО - 0,9%.

Банкротства малых предприятий понизили статистику следующих округов:

1. Северо-Кавказский ФО - (- 9,5%),

2. Северо-Западный ФО - (- 6,7%).

31 российский регион из 83 показал снижение количества малых предприятий. Лидерами банкротств являются Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московская область, Карелия, Тула, Магадан, Хабаровск, Иваново и Удмуртия. Рост малого бизнеса наблюдался в Чукотском АО, Белгороде, Воронеже, Свердловске, Приморском и Алтайском крае, Мурманске, Самаре, Камчатке, Кемерово, Волгограде, Кирове и Москве.

По данным Росстата, совокупная численность занятых в малом бизнесе в 2011 году составляла:

- Для малых предприятий - 7,5 миллионов человек;

- Для микро-предприятий - 4 миллиона человек;

- Для индивидуальных предпринимателей - 5,5 миллионов человек.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства приводит следующие данные: в 2012 году среднесписочная численность занятых в малом бизнесе в целом по стране выросла на 8,7%, а удельный вес работающих на малых предприятиях составил 13,6% в среднем по стране. Самый большой рост занятости в малом бизнесе наблюдается в Уральском и Центральном федеральных округах. Падение занятости отмечено в Дальневосточном ФО.

Росстат по итогам 2011 года рассчитал среднюю численность работников малого предпринимательства следующим образом:

- на российском малом предприятии занято в среднем 32 человека,

- на микро-предприятии - 4 человека,

- у индивидуальных предпринимателей - 2 человека.

Что касается финансовой статистики, Росстат приводит следующие данные за 2011 год:

- Оборот малых предприятий - 13,3 триллиона рублей,

- Выручка микро-предприятий - 5,7 триллиона рублей,

- Оборот индивидуальных предпринимателей - 4,5 триллиона рублей.

Опираясь на данные Европейской комиссии (http://ec.europa.eu), можно сравнить совокупный оборот малого бизнеса России с некоторыми европейскими государствами. Так, например, выручка российского малого бизнеса составляет 0,8 триллиона евро и превосходит обороты Эстонии - в 40 раз, Польши - в 2 раза и равняется выручки малого бизнеса Нидерландов. А вот таким развитым экономикам, как Германия и Великобритания, Россия проигрывает по объему оборота малого бизнеса троекратно.

По данным АНО «НИСИПП», обороты малого бизнеса в среднем по России в 2012 году выросли на 22%, в то же время с учетом индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) этот рост составил только 17%. В абсолютном выражении объем оборота малого бизнеса за первое полугодие 2012 года превысил 6,5 триллиона рублей.Климова Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 31. - с. 51.

Большинство россиян выбирают малый бизнес в сфере оптовой и розничной торговли, автосервиса и ремонта бытовых и других изделий - это добрая половина всего российского малого бизнеса (от 38 до 53% - в зависимости от организационно-правовой формы). Здесь следует понимать, что если эти сферы бизнеса самые популярные, то в них присутствует самая высокая конкуренция на рынке малого предпринимательства.

Далее следует торговля недвижимостью. Различные риэлтерские услуги занимают от 11 до 21% всего рынка.

Следующий по популярности отраслевой сектор в России - это услуги транспорта и связи. Их доля составляет от 6 до 11%. От 5 до 11% рынка малого предпринимательства составляют добыча полезных ископаемых, производство и распределение воды, газа и электроэнергии, например, ЖКХ. Следом располагается сектор строительства, с цифрами от 3 до 11%.

На долю сельского и лесного хозяйства, а так же охоты приходится от 4 до 7% рынка. А замыкает список гостинично-ресторанный сектор, с 2-3%-ми значениями.

Делись добром ;)