Оценка франчайзинговых услуг в РФ
3. Преимущества и недостатки франчайзинга
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. У каждого вида франчайзинга есть свои преимущества и недостатки как для одной, так и для другой стороны. Исходя из этого, прежде чем подписать франчайзинговый договор, нужно хорошо понимать в выигрышном ли положении вы находитесь, подписывая данный договор.
Преимущества
1. Для франчайзеров:
Ш Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов;
Ш снижение риска, так как собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени;
Ш освобождение от необходимости оперативного управления;
Ш получение дополнительных доходов за счет выплат франчайзи.
2. Для франчайзи:
Ш возможность начать собственное дело;
Ш готовая "ниша". Франчайзи покупает готовый бизнес, опробованный всесторонне франчайзером;
Ш торговая марка. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем;
Ш наличие товарного знака дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака;
Ш помощь. Франчайзер передает франчайзи технологию ведения бизнеса;
Ш облегчение доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзер может выступать гарантом по кредитам.
Недостатки
1. Для франчайзера:
Ш необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом.
Ш невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы;
Ш влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий;
Ш трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны;
Ш выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи.
2. Для франчайзи:
Ш меньше экономической свободы, ограничение инициативы;
Ш невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как франчайзинговый договор обычно заключается на относительно большой срок;
Ш установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы;
Ш зависимость от финансовой стабильности франчайзера.
Обязанности
1. Для франчайзера:
Ш передача деловой и технической информации;
Ш разработка единой документации;
Ш контроль качества;
Ш обеспечение постоянной поддержки франчайзи;
Ш заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках;
Ш предоставление защищенной территории.
2. Для франчайзи:
Ш регулярные выплаты взносов;
Ш следование производственным стандартам и программе франчайзера.
Перспективные направления для франчайзеров: предприятия питания; автотранспортные предприятия; услуги для дома; бытовое обслуживание; обслуживание бизнеса; развлечения, путешествия, спорт; охрана здоровья; строительные услуги; учебные центры; розничная торговля.