Оценка франчайзинговых услуг в РФ

курсовая работа

2. Статистические данные рынка франчайзинговых услуг

На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 по 2008 год.

Несмотря на столь уверенный рост, к сожалению, можно констатировать, что количество франшизных систем в России относительно невелико по сравнению с развитыми странами. В США насчитывается более 2500 франшизных брендов, в Германии - более 850, в Великобритании - более 800.

Что же мешает развитию российского франчайзинга или хотя бы широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок? Вот несколько специфических для нашей страны негативных моментов реальной предпринимательской практики, которые препятствуют эффективному формированию российского рынка франчайзинга (потенциально, кстати, весьма перспективного, хотя и малоосвоенного):

Ш несовершенство законодательства («неудачная» 54 глава ГК РФ, данная проблема будет рассматриваться далее);

Ш отсутствие в предпринимательских кругах серьезных знаний о франчайзинге;

Ш практика ухода от налогов и обыденность “теневых” операций;

Ш практика невыполнения обязательств между партнерами;

Ш излишняя бюрократическая регламентация бизнеса и взяточничество.

Статистические данные по развитию бизнеса показывают, что более 85% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование, не проработав и пяти лет. Из предприятий, работающих в системе франчайзинга, за тот же период закрывается менее 12%. Таким образом, из 8-9 вновь созданных франшизных предприятий только одно оказывается явно неконкурентоспособным.

Главной особенностью малого предприятия-франчайзи является его надежность. Из множества определений франчайзинга лучше всего, на мой взгляд, выражает его суть такое: франчайзинг - это метод тиражирования успешных малых предприятий. Метод оказывается столь эффективным благодаря двум технологиям: практическому обучению бизнес-процессам и системе субфранчайзинга, позволяющей строить сетевой бизнес на больших территориях.

Сама суть франчайзинга предусматривает разработанную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров. Субфранчайзер организует всю франшизную сеть на своей территории, выполняя все функции, которые ему делегированы договором с франчайзером, и обеспечивая таким образом быстрое расширение сети.

Франчайзинг - это замечательная возможность попробовать себя в бизнесе. Даже абсолютный новичок в этой области, возгоревшись желанием начать собственное дело, может реализовать свои планы с минимальным риском. Купив франшизу, предприниматель начинает работу под известным и уважаемым брендом, а значит получает все преимущества сетевой рекламы - не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе.

Франчайзер передает франчайзи комплект четких инструкций: как оборудовать предприятие, какое закупать сырье, как наладить связи с поставщиками и систему сбыта, какова технология ведения дела - и проводит курс обучения, чтобы франчайзи мог в кратчайшие сроки начать новый бизнес. В процессе работы франчайзер проводит консультации для «младших партнеров» и помогает решать возникающие проблемы.

Франчайзер также предоставляет возможность приобретения (обычно, так как это оптовые закупки, по льготным ценам) расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Таким образом, при меньших затратах надежность системы снабжения увеличивается.

Российские банки, как правило, не слишком охотно выдают кредиты малому бизнесу - в первую очередь, из-за высокого риска разорения. Вспомните статистику, которую я приводил в начале статьи: 85% предприятий разоряются в течение первых же нескольких лет. Франшизные компании в этом отношении для банков куда более выигрышны: только 12% компаний в течение первых пяти лет закрывается по различным причинам. Минимизации кредитных рисков способствует и более квалифицированное бизнес-планирование во франшизных компаниях, а также проработанная технология деятельности. К тому же у франшизных систем обычно за плечами длительная история, а значит и наработанный опыт ведения бизнеса. Да и наконец, банкам попросту удобнее кредитовать франчайзи - можно применить «поточную» технологию кредитования, что намного проще, чем разрабатывать отдельную схему кредитования для каждого предприятия в отдельности. «Поточность» возможна благодаря стандартизации ведения бизнеса во франшизных компаниях. Кроме того, франшизные предприятия обеспечивают большую прозрачность своей деятельности для банка, чем обычные малые предприятия. Это еще одна особенность франчайзинга как способа организации бизнеса: чем проще и понятнее бизнес-процесс, тем легче владельцу франшизы его тиражировать.

Во многих кредитных организациях Западной Европы и США уже с середины 70-х годов начали открываться специальные отделения и департаменты по обслуживанию субъектов франчайзинга. Продолжается этот процесс и сейчас. Деятельность европейских банков доказывает, что работа с франшизными компаниями дает значительный прирост клиентской базы, притом за счет перспективной, стабильной и быстро растущей категории клиентов. Некоторые российские банки тоже пытаются вводить кредитные программы для франчайзинга - однако пока что, при детальном рассмотрении, программы эти мало отличаются от обычной системы кредитования малого бизнеса.

Одной из главных проблем финансово-экономического кризиса является снижение платежеспособности как компаний, так и населения. В связи с этим наиболее привлекательные сферы деятельности для франшизного бизнеса несколько сместились по сравнению с периодом стабильного роста экономики. Востребованными видами франшиз сейчас стал сегмент, так называемого, эконом-класса: недорогие предприятия общественного питания, торговые точки, предлагающие товары по сниженным ценам, и т.п.

С другой стороны, в условиях кризиса при анализе возможных инвестиций на первый план вместо высокой рентабельности бизнеса выходят показатели его надежности. И здесь франчайзинг, конечно же, вне конкуренции, поскольку существующая франчайзинговая сеть - это заведомо успешный бизнес, доказавший на практике свою жизнеспособность.

В условиях финансово-экономического кризиса ожидается значительное высвобождение активных работников, связанное с сокращением персонала или закрытием компаний. Как следствие, вопрос притока в малый бизнес активных людей без предпринимательского опыта становится гораздо актуальнее, чем прежде. И франчайзинг, на мой взгляд, - это простой и эффективный метод решения вставшей перед обществом проблемы.

Глава III.

Делись добром ;)