Планирование в менеджменте

реферат

Выбор цели -- первостепенная задача планирования

Одной из наиболее важных задач в планировании является установление цели, для достижения которой формируется, функционирует и развивается любое предприятие. В общем, установление целей для предприятия означает:

раз-ра-бот-ку об-щих це-лей;

оп-ре-де-ле-ние кон-крет-ных, де-та-ли-зи-ро-ван-ных це-лей на за-дан-ный, срав-ни-тель-но ко-рот-кий пе-ри-од вре-ме-ни (2, 5, 10 лет);

оп-ре-де-ле-ние пу-тей и средств дос-ти-же-ния цели;

кон-троль над дос-ти-же-ни-ем по-став-лен-ных це-лей пу-тем со-пос-тав-ле-ния пла-но-вых по-ка-за-те-лей с фак-ти-че-ски-ми показателями.

Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Предприятия, которые, вследст-вие своего размера, испытывают необходимость в многоуров-невых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Основная общая цель предприятия, четко выраженная причина его существования, обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка мис-сии предприятия должна содержать следующее:

Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

Внешняя среда по отношению к фирме, которая опре-деляет рабочие принципы предприятия

Культура организации.

Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта мис-сия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его мис-сия, ответом, вероятно, будет: «Конечно, получать прибыль». Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является от-крытой системой, она может выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность, находя-щуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходи-мую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение при-были, определил миссию «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.

Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организа-ции.

В общем, це-ли фир-мы могут быть следующие:

1. Об-щие (гло-баль-ные) цели, раз-ра-бо-тан-ные для фир-мы в це-лом, должны от-ра-жать кон-цеп-цию фир-мы; должны быть раз-ра-бо-та-ны на дли-тель-ную пер-спек-ти-ву; оп-ре-де-ля-ть ос-нов-ные на-правле-ния про-грамм раз-ви-тия фир-мы; долж-ны быть чет-ко сфор-му-ли-ро-ва-ны и увя-за-ны с ре-сур-са-ми; должны ран-жи-ро-ва-ться по прин-ци-пу при-ори-тет-но-сти.

2. Спе-ци-фи-че-ские це-ли, раз-ра-ботанные в рам-ках об-щих це-лей по ос-нов-ным ви-дам дея-тель-но-сти в ка-ж-дом про-из-вод-ст-вен-ном под-раз-де-ле-нии фир-мы, которые вы-ра-жа-ют-ся в ко-ли-че-ст-вен-ных и ка-че-ст-вен-ных по-ка-за-те-лях (рен-та-бель-ность, нор-ма при-бы-ли).

3. Дру-гие спе-ци-фи-че-ские це-ли (под-це-ли):

3.1. по мар-ке-тин-гу (уро-вень про-даж, ди-вер-си-фи-ка-ция, сис-те-ма рас-пре-де-ле-ния, объ-ем сбы-та);

3.2. на-уч-ные ис-сле-до-ва-ния и раз-ра-бот-ки (но-вые то-ва-ры, ка-че-ст-во про-дук-ции, тех-но-ло-ги-че-ский уро-вень);

3.3. про-из-вод-ст-во (из-держ-ки, ка-че-ст-во, эко-но-мия ма-те-ри-аль-ных ре-сур-сов, но-ва-я и усо-вер-шен-ст-во-ван-ная про-дук-ция);

3.4. фи-нан-сы (струк-ту-ра и ис-точ-ни-ки фи-нан-си-ро-ва-ния, ме-то-ды рас-пре-де-ле-ния при-бы-ли, ми-ни-ми-за-ция на-ло-го-об-ло-же-ния);

Це-ли долж-ны быть:

кон-крет-ны-ми и из-ме-ри-мы-ми;

ориентированными во вре-ме-ни (дол-го-сроч-ные, сред-не-сроч-ные, крат-ко-сроч-ны-ми);

дос-ти-жи-мы-ми;

взаи-мо-под-дер-жи-ваю-щи-ми (не-про-ти-во-ре-чи-вы-ми).

За-да-чи выбора цели оп-ре-де-ля-ют-ся ка-ж-дой фир-мой са-мо-стоя-тель-но в за-ви-си-мо-сти от дея-тель-но-сти, ко-то-рой она за-ни-ма-ет-ся. В це-лом же цели лю-бой фир-мы сво-дят-ся к следующему:

По-вы-ше-ние кон-тро-ли-руе-мой до-ли рын-ка.

Пред-ви-де-ние тре-бо-ва-ний по-тре-би-те-ля.

Вы-пуск про-дук-ции бо-лее вы-со-ко-го ка-че-ст-ва.

Обес-пе-че-ние со-гла-со-ван-ных сро-ков по-ста-вок.

Ус-та-нов-ле-ние уров-ня цен с уче-том ус-ло-вий кон-ку-рен-ции.

Под-держа-ние ре-пу-та-ции фир-мы у по-тре-би-те-лей.

Делись добром ;)