Планирование как важнейшая функция управления
2.5 Бизнес-план развития предприятия, его значение в предпринимательской деятельности. Содержание бизнес-плана
Все вышеперечисленные планы в своей совокупности представляют своего рода общую систему. Данная система носит название генерального, общего плана или, как это принято называть по-современному, бизнес-плана компании.
Бизнес-план является специфической формой планов компании. В большинстве случаев он составляется, либо при ее создании, либо же в переломные моменты существования компании. Эти моменты могут быть связаны, к примеру, со значительным расширением масштабов деятельности, привлечением крупных займов, выходом на IPO и т. д Энциклопедия экономиста: grandars.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.grandars.ru.
Несмотря на то, что большинство позиций бизнес-плана весьма скрупулезно просчитываются на срок, в основном, до пяти лет, они обладают, в значительной мере, вероятностным характером, а потому успех реализации его ни в коем случае не назовешь "сверхочевидным".
Основными целями бизнес-плана являются следующие:
данный план способствует тому, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность компании соответственно к потребностям рынка, при учете возможностей мобилизации необходимых для этого ресурсов;
для оценки финансового положения;
для того, чтобы проанализировать все сильные и слабые стороны компании, а также выявить потенциальные возможности и угрозы.
В сравнении с остальными разновидностями планов бизнес-плану присущи две специфические для него особенности. Его предназначение, в первую очередь, для обоснования выгод того или иного проекта. Поэтому в данной разновидности плана делается акцент на привлекательность и наглядность.
Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.
Наиболее полный, главный вариант предназначен для внутреннего пользования. Уже на основании главного варианта разрабатываются различные варианты, ориентированные на различные виды пользователей.
Для потенциальных инвесторов, банков, страховых компаний, в бизнес-плане будет сделан акцент на финансовой устойчивости организации. Для фирм, занимающихся сбытом, внимание будет сосредоточено на качестве производимых товаров, их новизне, а также на приемлемости цен и т.д.
Хоть структура бизнес-плана и является более-менее произвольной, тем не менее, в нем должны быть всегда в наличии некоторые важнейшие разделы и показатели, которые должны характеризовать суть компании или будущий проект.
Любой бизнес-план начинается с введения. Данный раздел служит для того, чтобы сразу же определить целесообразность дальнейшего изучения документа Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 487 с. .
Обычно во введении проливается свет на следующие моменты:
вид деятельности компании;
перспективы и тенденции развития;
рассчитывается ожидаемая прибыльность компании, а также период окупаемости вложений;
приводятся гарантии сохранности инвестиций.
Также основные разделы типичного бизнес-плана могут содержать следующую информацию:
о целях и стратегиях деятельности;
о потенциале компании, возможностях его дальнейшего развитии, а также связанных с этим затратах;
об имидже, репутации, традициях компании;
о персонале, принципах его оценки, подбора; о системе управления персоналом, потенциале и основных путях его развития; о внедрении новых технологий менеджмента в компании и т.д.;
о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях (особенности оборудования, качество компонентов, инновационность товара, производственные мощности и т.д.);
о производимом товаре/услуге, их качественных параметрах, техническом уровне, уникальных свойствах; наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, товарными знаками, лицензиями и т.д.;
о маркетинговой стратегии (чаще всего речь идет о характеристике рынков сбыта для планируемых к производству товаров);
о конкурентоспособности товара, и основных способах завоевания рыночной ниши;
об основных стратегических направлениях внешнеэкономической деятельности;
о цене, себестоимости, прибыльности производства;
о рисках и способах их хеджирования (страхования;
о финансовой стратегии компании. В данном разделе определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск облигаций, акций, банковские кредиты, нераспределенная прибыль), требования к соотношению собственных и заемных средств, эффективности их использования, и т.д. Энциклопедия экономиста: grandars.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.grandars.ru
Как правило, итоговый раздел бизнес-плана посвящается финансовому плану компании. В данном разделе в концентрированной форме (в денежном выражении) представляются все предшествующие разделы. С учетом прогнозных объемов реализации, в рамках финансового плана составляется ряд важнейших следующих важнейших документов:
план доходов и расходов;
прогнозный баланс;
план получения целевых средств от вышестоящих компаний, а также заказчиков;
план движения денежных средств;
план прибылей и убытков,
В придачу к основным разделам, бизнес-план может включать в себя:
приложения в виде различных наглядных материалов - схем, графиков, таблиц, диаграмм, что облегчает восприятие изложенного материала;
график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.