Планирование стратегии развития предприятия ОАО "Курганский комбинат хлебопродуктов"
2.3 Анализ конкурентной среды в отрасли
Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 4).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 4 - Структура конкурентной среды предприятия (модель пяти конкурентных сил М. Портера)
Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий и отраслей. В тех областях, где действия этих сил оказываются благоприятными, возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала. В тех же отраслях, где действия нескольких или одной сил неблагоприятны, предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять сил конкуренции определяют не только цены продукта (товара), но и расходы, которые им приходится нести, а также размеры инвестиций, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности.
2.3.1 Характеристика государственной политики в области регулирования конкуренции
При оценке государственной политики, регулирующей конкуренцию на конкретном товарном рынке, необходимо рассмотреть во взаимосвязи воздействие государства как непосредственно на субъекты исследуемого товарного рынка, так и их взаимосвязи. В качестве анализируемых факторов, определяющих характер государственного регулирования конкуренции, выделяется ряд важнейших элементов государственной политики. К ним относятся:
-антимонопольная политика;
-финансовая политика;
-регулирование экспорта и импорта продукции;
-участие государства в производстве и реализации продукции отрасли;
-государственная стандартизация;
-патентно-лицензионная политика;
-социальная защита потребителей.
Для рассматриваемой отрасли имеют значение государственная стандартизация (продукции; технологий; условий безопасности и экологичности производства), патентно-лицензионная политика (законодательно закрепляет исключительные права на открытия, изобретения, рационализаторские предложения и другую интеллектуальную собственность) и социальная защита потребителей, реализующаяся с помощью законодательно закрепленных прав потребителей, организации союзов потребителей и другие средства создания равных условий хозяйствования.