logo
Планирования качества продукции на микроуровне

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Уральский трубный завод».

Сокращенное название: ОАО «Уралтрубпром».

Местонахождение и почтовый адрес: 623107, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Сакко и Ванцетти, 28.

ОАО «Уральский трубный завод» (Уралтрубпром) крупный производитель электросварных труб и металлоконструкций в России. Один из немногих российский заводов полного цикла производства зданий и сооружений различного назначения от проекта до стадии монтажа.

ОАО «Уралтрубпром» производит и изготавливает:

а) электросварные трубы круглого, прямоугольного и квадратного сечений;

б) сварную балку, с-образный профиль, уголок, швеллер стальной;

в) металлоконструкции по типовым и индивидуальным проектам;

г) быстровозводимые здания на основе стального каркаса комплектной поставки;

д) стеновые и кровельные панели типа «сэндвич»;

е) стальные окна, двери и ворота;

ж) профлист;

и) дорожные и мостовые ограждения.

Продукция выпускается в соответствие с отечественными (ГОСТ) и международными стандартами (DIN, EN). Имеются сертификаты. Система менеджмента качества сертифицирована международным органом по сертификации TUV CERT технадзорного общества TUV NORD CERT GmbH &Co. KG. (г. Эссен, Германия) по ISO 9001-2000.

Завод разделен на две производственные площадки: площадка №1 - Трубное производство (г. Первоуральск, ул. Сакко и Ванцетти, 28) и площадка №2 - Продукция для строительной отрасли (г. Первоуральск, ул. Сантехизделий, 34). Дочерних и зависимых обществ, обособленных подразделений предприятие не имеет.

ОАО «Уралтрубпром» делает ставку на качественные изменения в трубной и строительной отрасли и внедрение новых стандартов: инновационное развитие производственных мощностей, постоянную модернизацию производства. Основные ориентиры компании:

а) выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей отечественным и международным стандартам и завоевание ведущих позиций на российских и зарубежных рынках за счет повышения качества;

б) изучение потребностей покупателей и изготовление качественной и востребованной продукции;

в) бережное отношение к людям, ресурсам, экологии;

г) сохранение безупречной репутации, доверие со стороны партнеров и заказчиков, с которыми реализуются совместные проекты;

д) научные разработки и внедрение новых проектных решений в строительной отрасли.

Управление ОАО «Уралтрубпром» осуществляется с помощью годами налаженной организационной структуры представленной в Приложении Б, которая имеет линейно функциональную структуру.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что маркетинговый отдел предприятия построен по рыночно-функциональному принципу. Штатное расписание отдела следующее:

а) два менеджера, которые работают непосредственно с рекламой и стимулированием продаж;

б) менеджер по сбыту;

в) менеджер по управлению маркетинговыми исследованиями;

г) экономист - маркетолог;

д) экономист по ценам.

Например, менеджер по рекламе исполняет следующие обязанности:

а) организация работы по рекламированию производимой продукции с целью их продвижения на рынке и увеличения сбыта, информируя потребителя о преимуществах качества и отличительных свойствах производимых товаров;

б) осуществление руководства, планирования и координации работ по проведению рекламных компаний;

в) разработка стратегии рекламы и планов рекламных мероприятий и определение затрат на их проведение;

г) изучение рынка сбыта и покупательского спроса с целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы, масштабов и сроков проведения рекламных компаний, круга лиц на которые должна быть направлена реклама, ориентируя ее на целевые группы по профессии, покупательной способности и т.д.;

д) разработка и осуществление рекламы: наружной, световой, электронной, на транспорте, прямой почтовой рекламы, средств массовой информации, пропаганда и статьи в газеты и журналы на правах рекламы, сценарии для кинорекламных роликов;

е) осуществление контроля над разработкой и реализацией договоров и контрактов по рекламированию;

ж) проводит анализ мотивации спроса на производимую продукцию, изучение потребностей покупателей и определение направленности проведения рекламной деятельности;

и) проведение анализа действенности рекламных мероприятий, ее влияния на увеличение объема продаж;

к) разработка предложения по формированию фирменного стиля предприятия (организация рекламы с помощью фирменных изделий - плакатов, изделий, афиш, экспресс - информации);

л) поддержка необходимых связей с другими структурными подразделениями маркетинговой службы и предприятия в целом в процессе разработки и проведения рекламных мероприятий.

Например, перечень обязанностей менеджера по стимулированию продаж состоит в следующем:

а) составление программы стимулирования продаж (определение степени интенсивности стимулирования, условий участия, информационных средств оповещения потребителей о программе стимулирования, длительности программы стимулирования, бюджета), ее представление высшему руководству;

б) выбор наиболее эффективных средств стимулирования сбыта (презентации, предоставление скидок и т.д.);

в) организация привлечения и поощрения покупателей и потребителей;

г) формирование приверженности марке товара или продавцу со стороны покупателя (потребителя);

д) разработка мультимедиа технологий в системе продвижения товара;

е) организация участия предприятия в специализированных выставках;

ж) анализ действенности мер по стимулированию сбыта (увеличение объема продаж, увеличение доли рынка, завоевание новых рынков сбыта и т.д.);

и) составление отчета по установленной форме о проделанной работе и полученных результатах.

Итак, к основным функциям маркетингового отдела можно причислить:

а) проведение маркетинговых исследований, а именно сбор и оценка всей информации о рынке (конкуренты, емкость, динамика и перспектива развития и т.д.), определение требований к товару со стороны потребителя;

б) информационное обеспечение других подразделений предприятия;

в) разработка плана маркетинга;

г) поиск выгодных поставщиков сырья, вспомогательных материалов и запасных частей, топлива, тары и т.д.;

д) разработка рекомендаций относительно целей маркетинга на определенном рынке;

е) анализ результатов маркетинговой деятельности (показатели доли рынка, объема продаж, прибыли и рентабельности, общественное мнение и т.д.);

ж) отчет высшему руководству предприятия о результатах проделанной работы и наработок в области маркетинга.

Также необходимо отметить, что все функциональные подразделения предприятия тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуют.

Далее в таблице 1 составленной автором представим технико-экономические показатели работы предприятия.

Таблица 1 - Динамика основных технико-экономических показателей ОАО «Уралтрубпром»

Показатели

2009 год

2010 год

Изменения

абсолютные,

(+, -)

относительные, %

Выручка от реализации, тыс. руб.

940927

545127

-395800

57,94

Себестоимость продукции, тыс. руб.

776538

464513

-312025

59,82

Затраты на 1 руб. продукции

0,83

0,85

0,02

102,41

Среднесписочная численность работающих, чел.

863

848

-15

98,26

Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.

178278

124671

-53607

69,93

Производительность труда, тыс. руб./чел.

1090

643

-447

58,99

Среднемесячная заработная плата (ЗП), руб.

17215

12251

-4964

71,16

Материальные затраты, тыс. руб.

282014

225444

-56570

79,94

Материалоотдача

3,37

2,42

-0,95

71,81

Материалоемкость

0,30

0,41

0,11

136,67

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

51755

54247

2492

104,81

Фондоотдача

18,18

10,05

-8,13

55,28

Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

59,97

63,97

4

106,67

Общая рентабельность

2,91

1,27

-1,64

43,64

Рентабельность продаж

0,06

0,01

-0,05

16,67

Эффективность действий менеджмента

0,016

0,017

0,001

106,25

Анализ данных таблицы 1 показывает, что по сравнению с 2009 годом в 2010 году произошло снижение практически всех финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции снизилась на 83775 тыс. руб. или на 50,96 процентов. Соответственно упала рентабельность продаж на 83,33 процента.

За счет снижения производительности труда на 41,01% выручка от реализации продукции снизилась на 395800 тыс. рублей. Также отрицательным моментом является то, что темпы роста фонда оплаты труда (69,93%) выше темпов роста производительности труда (58,99%). Стоит отметить, что рост производительности труда должен быть выше фондовооруженности труда, чего не наблюдается на данном предприятии.

Прежде всего, снижение финансовых показателей ОАО «Уралтрубпром» произошло в связи со снижением объемов продаж продукции, особенно в начале 2010 года из-за финансового кризиса основных крупных покупателей продукции. К концу 2010 года положение немного выровнялось и достигло своих результатов, которые соответствовали уровню развития только лишь 2007 года.

2.2 Анализ и оценка качества продукции и услуг

Продукция, выпускаемая заводом ОАО «Уралтрубпром», не подлежит обязательной сертификации, но с целью повышения удовлетворенности потребителей предприятия, высшим руководством принято решение о добровольной сертификации трубной продукции на соответствие требованиям ГОСТ Р. Трубная продукция сертифицируется с 2002 года.

Главная ценность предприятия - сплоченная команда единомышленников, деятельность которых основана на взаимном доверии и направлена на достижение поставленных задач, развитие предприятия и повышение уровня жизни сотрудников.

Высшее руководство ОАО «Уралтрубпром» определило на 2010 год Политику в области качества и выбрало направления успешного развития предприятия в условиях современного рынка, которые состояли в следующем:

а) повышать достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия - уникального производителя трубной продукции и металлоконструкций;

б) укреплять позиции на рынках сбыта за счет расширения ассортимента продукции, реализации оригинальных проектов, сохранения взаимовыгодных отношений с постоянными клиентами и привлечения новых потребителей;

в) улучшать качество продукции на основе внедрения новой техники и информационных технологий, модернизации и техперевооружения производств, совершенствования методов управления;

г) постоянно развивать партнерские, доверительные и взаимовыгодные отношения с поставщиками;

д) совершенствовать систему менеджмента качества, на ее основе разработать и внедрить интегрированные системы менеджмента, соответствующие требованиям российских и международных стандартов;