Повышение качества торговых услуг (на примере магазина "Эксперт")
1.3 Виды торговых услуг. Розничная и оптовая торговля
Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Будь то продажа одному из общественных классов или массовому рынку, с течением лет розничные торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды. Вчерашние формулы розницы могут не сработать сегодня и уже, наверняка, не сработают завтра.
Крупный розничный торговец нередко привязан к собственным политическим установкам, которые руководство считает "обычным здравым смыслом". И, кроме того, он привязан к собственному общественному образу, который сохраняется в сознании потребителей еще долго после того, как сам магазин уже изменился.
Много в рознице и маленьких "семейных" магазинчиков. Заведения мелких розничных торговцев играют важную роль в силу нескольких причин:
в них часто появляются новые формы розничной торговли, которые позднее перенимают и крупные магазины;
они более удобны для потребителя, поскольку встречаются практически везде;
нередко они отличаются большей степенью приспособляемости и предоставляют потребителю более индивидуализированные услуги;
они дают покупателям возможность почувствовать себя хозяевами положения.
Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик. Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного торговца. В-третьих, в отношении правовых положений и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций [17].
Оптовиками пользуются, т.к. с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:
сбыт и его стимулирование;
закупки и формирование товарного ассортимента;
складирование;
транспортировка;
финансирование клиентов, предоставляя им кредит и поставщиков, вовремя оплачивая счета;
принятие риска за порчу товара;
предоставление информации о рынке, о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. п.;
услуги по управлению и консультационные услуги (обучение продавцов, участие в устройстве экспозиций, в организации систем бухгалтерского учета и управления запасами)[18].