Повышение квалификации как элемент системы управления персоналом в государственной организации

курсовая работа

1.1 Проблемы профессионализма педагогов современной школы

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Для более глубокого проникновения в суть педагогической профессии следует обратиться к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие [6,с.15].

Рассматривая и оценивая профессионализм педагога, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд. Итак, по мнению В.Э Воснецова разработаны следующие критерии профессионализма педагога.

1 группа - объективные критерии, которые определяют насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии. К разряду объективных критериев относится высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания.

2 группа - субъективные критерии, определяют насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть - выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников [6,с.17].

К сожалению, среди современных педагогов наблюдается практически полное незнание научной части и, как следствие, их искусство становится сродни «дачной архитектуре», когда каждый садовод творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не задумываясь над тем, что у него при этом получается. Но класс учеников, доверенный педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и развиваются все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация личности. Нравственный упадок современного общества, как мне кажется, связан с отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться и высококвалифицированных педагогов.

Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог, опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему правильными и действенными, но полностью противоречащие психологии. Он может начать считать, что ученика нужно как можно больше ругать, и как можно меньше хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а похвала расхолаживает. Или начинать ответ на любой вопрос ученика с порицания, думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ на вопрос самостоятельно. Или провоцировать публичное осмеяние ученика за допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить качество его самоподготовки. К сожалению приведенные мною способы не редкость, а постоянная практика, применявшаяся некоторыми педагогами в современных школах. К недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести отсутствие соответствующей научной литературы.

Педагогика - это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика - это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько эти личности смогут считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов [6,с.21].

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, поэтому учитель должен строить свой образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности [6,с.22]. Следует изменить свою позицию. Применять в соей работе методы соц.игровой педагогики, которые позволяют учителю не выступать в качестве руководителя деятельности исполнения, а быть участником совместно распределенной деятельности. Тогда годы учебы детей станут радостными, и дети не оттолкнуться от педагога, и будут жить с ним одной жизнью.

Что для этого должен сделать учитель?

1. Не должен идеализировать, упрощать природу ребенка.

2. Следует признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития детей.

3. Помнить, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения вступающих перед ним проблем.

4. Обеспечить соответствующее условие для реализации этих возможностей, не навязываю детям ни идеалов, ни образцов, так как это ведет к неприятию себя и как следствие к ошибкам, конфликтам и неврозам.

Только если ребенок поймет что он личность, он будет уважать себя, будет достаточно уверенный в своих силах человек. Открыт для непростого и рискованного процесса самораскрытия и саморазвития. Учитель получает ребенка таким, каким он есть, это и позволяет ему сделать соц.игровую педагогику, по мнению Н.А.Борисова включающую в себя разные формы обучения:

1. Групповую

2. Игровую

3. Гостевую

4. Метод конструктивного диалога.

Групповое обучение - это работа в парах, тройках и 5-ках сменного состава.

1. В микро группе дети лучше высказывают свою точку зрения, уважительно относится к мнению другого, подчиняют свою точку зрения мнению товарища, если они ближе к мнению при обсуждении учебной ситуации.

2. Игра - сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.

3. Умеешь сам - научи другого - это девиз гостевой формы обучения. Правила гостеприимства знает каждый ребенок. Главное из них уважение. На основе делового общения дети могут организовывать работу в группе, классе или между классами.

4. Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

На учительских плечах лежит ответственность не только за воспитание и обучение учеников, но и за поддержание дисциплины в классе и создание дружеской атмосферы, которую позже подросшие дети будут вспоминать с приятной ностальгией. По мнению В.А.Смирнова для этого следует придерживаться ряда принципов:

1. Практически на каждом уроке во время изучения нового материала возникают шепоты, передача линеек, ластиков, запасных ручек и т.д. Причина этой «возни» заключается в том, что ученикам довольно утомительно осваивать новую тему, особенно, если говорит только учитель. Если в классе начался «балаган», продолжите рассказ, но очень тихим голосом. Этот способ привлечения внимания работает всегда: когда фон резко становится тихим, дети начинают прислушиваться, а для этого нужно прекратить шуршать и перешептываться.

2. Не повышайте голоса. Ученики почти всегда хотят испытать терпение учителя, поэтому быстро начинают искать ниточки, которыми можно будет манипулировать. Например, когда вы вызываете в школу родителей, школьник может долго упрашивать вас не делать этого, заплакать, закричать, оскорбить или даже угрожать. В этом случае сохранить спокойствие довольно сложно, однако, вам нужно сразу понять, будете ли вы непреклонны в своем решении или все же смените гнев на милость.

3.Если вы выберите второе, дети вряд ли станут вам доверять, так как «раскусят» в вас нотки нерешительности, на которые можно будет «давить» и дальше. Так что лучше давать твердый ответ. Кстати, это касается и приятных моментов. Например, если вы пообещали ученикам, что через две недели отправитесь с классом в поход, обязательно сдержите слово, несмотря на любые внешние обстоятельства. Тогда ребята точно будут считать вас авторитетным лицом. повышение квалификация педагог обучение

4. Не забывайте хвалить школьников.Похвалите за правильный ответ, за качественно написанную контрольную работу, за выразительное чтение стихотворения или даже просто за красивый бантик или новую прическу. Но не делите учеников на «любимчиков и остальных». Дети всегда чувствуют это и начинают ревновать, что может привести к неожиданным и далеко не приятным последствиям [6,с.25].

Из всего выше сказанного можно сказать то, что отсутствие глубоких знаний приводит к тому, что педагог, опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему правильными. Он может считать то, что ученика нужно как можно больше ругать, чтобы он начал лучше учиться или начинать ответ на его вопрос с ругани, думая что после этого ученик лучше начнет заниматься, стараясь найти ответ на свой вопрос самостоятельно. Я считаю что истинная причина педагогической неграмотности, не в невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов это делать. Совершенно очевидно, что моё мнение ошибочно.

Делись добром ;)