logo
Предприятие как открытая система. Внешнее окружение предприятия

2.2 Анализ внешнего окружения ОАО «Ростелеком»

Анализ внешней макро-среды ОАО «Ростелеком»

Демографическая среда

Снижение рождаемости и увеличение смертности - основные демографические тенденции на сегодняшний день. Они в конечном итоге ведут к естественной убыли населения. Для любой компании данные тенденции не являются положительными, ведь потенциальных клиентов становиться все меньше. Для ОАО «Ростелеком» это означает снижение спроса на услуги связи и естественно ведет к сокращению прибыли организации.

Экономическая среда

Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.

Мировой финансовый кризис негативно повлиял на покупательную способность многих клиентов. Соответственно прибыль многих компаний значительно уменьшилась, если не была вовсе отрицательной. Данные негативные обстоятельства повлияли также и на ОАО «Ростелеком» - в 2012 году компания потеряла часть прибыли по сравнению с прошлым годом.

Природная среда

Дефицит некоторых видов сырья и как следствие подорожание энергии могут негативно сказаться на деятельности компании. Себестоимость оказываемых ею услуг несомненно возрастет. В итоге организация потеряет какую-то часть своих клиентов. Это в свою очередь приведет к сокращению прибыли компании.

Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде.

Научно-техническая среда

Деятель рынка должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса. Ему также необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Помня о все более ускоряющемся техническом прогрессе компания «Ростелеком» разработала новую услугу - «Интерактивное телевидение». В рамках данной услуги предоставляются следующие сервисы: трансляция телевизионных каналов, предоставление фильмов по выбору, предоставление телепрограммы на транслируемые каналы и многие другие.

По итогам 2012 года доля ОАО «Ростелеком» на рынке платного телевидения составила 12%. В перспективе планируется добавление различных опций к данной услуге, например, интерактивное наблюдение за популярными местами в городе, возможность публиковать видеоролики в системе для общего просмотра и т.д.

Благодаря научно-техническому прогрессу происходит развитие новой услуги - «Передача голоса в сетях передачи данных» (IP - телефония). IP - технология обеспечивает надежную и дешевую междугородную и международную связь. Отличие IP - телефонии от традиционной телефонии состоит в том, что голосовой трафик направляется по каналам интернет, а не по междугородным телефонным линиям.

В рамках стратегии развития компании ОАО «Ростелеком» делает ставку на развитие новых, нерегулируемых услуг. Одной из таких услуг является предоставление доступа в интернет с использованием технологии Wi-Fi.

Политическая среда

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Для деятельности ОАО «Ростелеком» на сегодняшний день этот элемент макроокружения представляет особую опасность.

Республика Коми отличается большой территорией и низкой плотностью населения, что требует значительных инвестиций, поэтому некорректно сравнивать местные тарифы со столичными. Стоимость магистрального трафика в Коми в несколько раз выше, чем в других регионах. А сложные климатические и географические условия и низкая плотность населения повышают уровень вложений на одно домохозяйство.

Культурная среда

Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. На сегодняшний день большинство людей Земли не воспринимают интернет и телефон как нечто необычное. Эти услуги связи прочно вошли в нашу жизнь, а их использование стало нормой поведения для всего цивилизованного мира. Эта тенденция делает работу компании «Ростелеком» актуальной и прибыльной.

Анализ внешней микро-среды ОАО «Ростелеком»

Поставщики

Поставщиками ОАО «Ростелеком» являются множество фирм. Перечислим основные из них:

Казанский завод связи «Тойма» поставляет силовые кабели и кабели связи;

ОАО «Электрокабель Кольчугинский завод» поставляет кабели связи, а также инструменты для эксплуатации;

Кабельный завод «ПОЛИМЕТ» г. Целина, Ростовская область поставляет кабели связи и различное оборудование;

ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания» поставляет оптические кабели, инструменты для монтажа и настройки оптических систем;

ЗАО «СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ» г. Москва поставляет кабели связи и инструменты для эксплуатации;

«ВОРОНЕЖКАБЕЛЬ» поставляет силовые кабели и кабели связи;

ООО «Связькомплект» поставляет материалы для строительства и реконструкции линейных сооружений связи;

ООО «Техно Связь» поставляет оборудование связи.

В основном ОАО «Ростелеком» работает с крупными компаниями и заводами центральной части России.

Маркетинговые посредники

Торговых посредников компания не имеет, поскольку самостоятельно занимается продажей услуг связи юридическим и физическим лицам.

ОАО «Ростелеком» пользуется услугами фирм - специалистов по организации товародвижения. К числу транспортных фирм относятся Российские железные дороги, авиакомпания «Аэрофлот».

Услугами агентств по оказанию маркетинговых услуг компания не пользуется, так как имеет отдел маркетинга.

К числу кредитно-финансовых учреждений, с которыми сотрудничает «Ростелеком» относятся ОАО «Сбербанк» и ОАО «Связьбанк».

Потребители

ОАО «Ростелеком» работает с частными клиентами - отдельными лицами и домохозяйствами, приобретающими услуги связи для личного пользования. В Республике Коми действуют пятнадцать центров обслуживания физических и юридических лиц. Общество также предоставляет цифровые каналы связи в аренду другим операторам связи. ОАО «Ростелеком» предоставляет полный комплекс услуг по созданию телекоммуникационной инфраструктуры строящего здания и обеспечению полным спектром цифровой связи объектов недвижимости.

За годы работы компании, у нее образовался круг постоянных VIP - клиентов. К их числу относятся банки, органы местного самоуправления, государственные учреждения и крупные компании. Внутри акционерного общества существует классификация VIP-клиентов. Они подразделяются на высокодоходных, доходных, стратегических и имиджевых.

Конкуренты

В настоящее время на территории Республики Коми действует порядка 18 операторов телематических услуг (ОТА, ШПД, IPTV), однако только 3 из них рассматриваются ОАО «Ростелеком» в качестве основных конкурентов: ЗАО «СеверТрансТелеКом», ЗАО «Парма-Информ», ОАО "ВымпелКом".

ЗАО «СеверТрансТелеКом» осуществляет свою деятельность в Ярославской, Архангельской, Вологодской, Костромской, Ивановской областях и Республике Коми. Узлы Цифровой сети связи ЗАО "СеверТрансТелеКом" расположены во всех крупных городах Северного региона (Ярославль, Вологда, Череповец, Архангельск, Кострома и Иваново, Сыктывкар, Ухта, Печора). На каждой железнодорожной станции Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» установлены точки доступа к сети ЗАО «Компания ТрансТелеКом». В настоящее время общая протяженность сети в зоне ответственности ТТК-Север - 3760 км.

Компания "Парма-Информ" создана в апреле 1996 года.

Главной целью компании является предоставление телекоммуникационных услуг населению и организациям Республики Коми, применяя современные технологии, сохраняя лидирующие позиции среди операторов связи.

Основными видами телекоммуникационных и дополнительных услуг компании являются:

услуги доступа к сети Интернет;

услуги сетей передачи данных IP, Frame Relay;

услуги по передаче голосовой информации (VoIP);

домашний Интернет по оптоволоконной сети "Метро" на скорости до 1 Гбит/с;

построение корпоративных сетей (физических и виртуальных);

веб-хостинг и colocation (размещение серверов заказчиков на технической площадке "Парма-Информ");

услуги вещания в кабельных сетях;

услуги по предоставлению в аренду каналов связи;

разработка и реализация проектов, поставка, монтаж оборудования, кабельных систем, сопровождение проектов;

телефонизация объектов;

Клиентами Парма-Информ являются крупнейшие российские организации и компании: Отделение Пенсионного фонда по РК, ОАО "Комигаз", ЗАО "Ассорти", Сберегательный Банк РФ, ОАО "НАВС Вэртас", Центральный банк РФ, Коми государственный педагогический институт, ОАО Комирегионбанк "Ухтабанк", Сыктывкарский госуниверситет, ОАО АКБ "Северный народный банк", ГАУ "Центр Информационных технологий", Филиал КБ "РоспромБанк" (ООО), Коми ЦСМ, ОАО "Россельхозбанк", ООО "Корпорация ИФК", ООО "Электронный квадрат СВ" и многие другие.

Компания располагает сетью связи с узлами доступа во всех крупных городах и районных центрах Республики (11 населенных пунктов).

В настоящее время Парма-Информ развернула и успешно эксплуатирует городскую оптоволоконную сеть передачи данных в Сыктывкаре с 260 узлами доступа. На базе данной сети оказываются услуги СКС "МЕТРО". Оптоволоконная сеть имеет кольцевую структуру и построена на основе технологии Ethernet c использованием сетевого оборудования ведущих мировых производителей.

Контактные аудитории

Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются акционеры. Компания ОАО «Ростелеком» добивается благорасположения этих аудиторий, публикуя годовые отчеты, давая ответы на вопросы, касающиеся всей финансовой деятельности, и представляя финансовому сообществу доказательства своей финансовой устойчивости.

ОАО «Ростелеком» заинтересована в том, чтобы средства массовой информации больше и лучше освещали ее деятельность. Для работы со СМИ создан сектор информационно-аналитического обеспечения.

С целью информирования и мотивирования членов своих внутренних контактных аудиторий, т.е. персонала, компания издает информационную газету «Мой Ростелеком», организовывает корпоративные выезды на природу и различные корпоративные мероприятия. Когда рабочие и служащие хорошо настроены по отношению к собственной фирме, их позитивное отношение распространяется и на другие контактные аудитории.