Принципы всеобщего управления качеством

контрольная работа

1. Принципы всеобщего управления качеством

Само понятие «качество» имеет множество трактовок, однако согласно Мазуру И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. - М.,2008, 54 с., «Качество -- это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».

Мишин В.А. в своем учебном пособии для вузов «Управление качеством», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 49 с., утверждает, что Всеобщее управление качеством (TQM) как одно из современных концептуальных направлений развития однозначного определения в литературе не имеет, приведем несколько известных определений:

*система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников , более высокие , долговременные доходы и меньшие затраты;

*подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества;

*менеджмент качества, полностью охватывающий организацию.

Однако можем встретить и такое определение - всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) -- общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:

· качества продукции;

· качества организации процессов;

· уровня квалификации персонала.

TQM включает 2 механизма:

· контроль качества -- поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги;

· повышение качества -- предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Мазур И.И., Шапиро В.Д. в учебном пособии «Управление качеством». - М., 2003, 85с., приводят принципы всеобщего управления качеством:

· качество -- неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

· качество -- это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

· ответственность за качество должна быть адресной;

· для реального повышения качества нужны новые технологии;

· повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

· контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

· политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством -- Всеобщего управления качеством Total Quality Management (далее - TQM).

Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами:

1. Роль руководства. Руководство должно возглавить деятельность по управлению качеством. Оно должно быть искренне привержено системе, верить в ее ценности. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на кооперативный, либеральный.

2. Основное внимание -- клиентам. Внимание к клиентам должно проявляться не в лозунгах, а в практической, повседневной деятельности.

3. Стратегическое планирование. При этом планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, которые до последнего времени рассматриваются как неосязаемые и неизмеримые, как уровень удовлетворенности потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и прочее.

4. Вовлечение всех сотрудников. В TQM предполагается делегировать больше ответственности на нижние уровни управления. Самоконтроль (должным образом подготовленный) и контроль со стороны коллег работает эффективнее, чем формальный контроль сверху.

5. Подготовка персонала. необходимость постоянной подготовки персонала, причем не только узко профессиональной ,обязательная оценка эффективности обучения.

6. Награды и признание. Для того чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была подкреплена соответствующей системой мотивации.

7. Разработка продукции и услуг должна адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся и усложняющиеся потребности и ожидания потребителей.

8. Управление процессом. Концентрация усилий на конкретных процессах непосредственно влияющих на качество конечной продукции проекта.

9. Качество поставщиков. Необходимо организовать действенный контроль за работой и своевременно отказываться от услуг ненадежных (если это возможно).

10. Информационная система. Необходимо разработать и внедрить информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. Для этого следует четко определить, какие данные собирать и как их обрабатывать и распространять.

11. Лучший опыт. Одним из действенных инструментов повышения качества и улучшения системы управления является определение и использование лучшего опыта других компаний.

12. Оценка эффективности работы системы управления качеством. Для такой оценки необходимо разработать систему критериев и порядок проведения таких оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования управления проектом.

Изложенные выше принципы TQM легли в основу разнообразных концепций менеджмента качества, таких как ИСО 9000, многих национальных государственных моделей управления качеством, а также явились базой для выработки системы менеджмента качества проекта.

Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

ISO 9000 -- серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

Согласно Басовскому Л.В. и Протасьеву В.Б. «Управление качеством» - М.: Инфра - М, 2011, 131 с., Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы:

1) ИСО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству;

2) ИСО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии;

3) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах цикла жизни продукции;

4) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.

Делись добром ;)