2.2 Проблема выбора оптимальных способов стимулирования сотрудников фирмы
Понятие стимулирования связано с понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов наемных работников и интересов имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы.
При решении вопросов стимулирования работников необходимо исходить из приоритетов в мотивации труда у работников. На различных уровнях социально-экономического развития общества различны и типы трудовой мотивации работников. При определенном материальном благополучии в обществе, уровне достатка, позволяющем не только удовлетворять первичные потребности, у работников повышенная мотивация к тому, чтобы труд приносил им удовлетворение, был значимым для них и общества. В условиях нестабильной экономической ситуации на первое место выходит удовлетворение первичных потребностей, желание заработать средства к существованию.
Современные фирмы и предприятия используют следующие методы мотивации трудовой деятельности:
Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости.
Поэтому, безусловно, одной из целей стимулирования наемных работников должно быть возвращение интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.
При решении вопросов стимулирования работников необходимо исходить из приоритетов в мотивации труда у работников. На различных уровнях социально-экономического развития общества различны и типы трудовой мотивации работников. При определенном материальном благополучии в обществе, уровне достатка, позволяющем не только удовлетворять первичные потребности, у работников повышенная мотивация к тому, чтобы труд приносил им удовлетворение, был значимым для них и общества. В условиях нестабильной экономической ситуации на первое место выходит удовлетворение первичных потребностей, желание заработать средства к существованию.
В современной практике многие фирмы используют дополнительные методы стимулирования. К дополнительным методам стимулирования можно отнести ценные подарки, моральные поощрения, отгулы, дополнительные отпуска, привлеченные средства персонала под проценты, долевое участие персонала в прибыли, продажа акций компании
Наряду с дополнительными методами стимулирования российские преуспевающие компании в качестве метода стимулирования труда своих работников используют различные льготы, такие как оплата жилья, организация отдыха (льготный проезд, оплата бензина и т.д.), обучение за счет организации, страхование, предоставление ссуд, оплата общественного гражданства.
2.3 Анализ существующей системы стимулирования персонала на предприятии ООО «ХХХ»
Мотивация - это процесс такой ориентации побудительных стимулов работника, при которой он стремится к долгожданной цели организации.
Вопрос мотивации «завязан» на вопросах организационной культуры, стиля управления, подбора персонала, обучения и аттестации кадров.
Безусловно, наиболее важным мотиватором являются материальные поощрения, такие как премии, повышение заработной платы.
Проанализируем существующую систему мотивации и стимулирования сотрудников в ООО «ХХХ». Это реальное предприятие, занимающееся продажей бытовой техники. Название является вымышленным.
Относительно оплаты труда, размер премии персонала компании ООО «ХХХ» составляет:
- для менеджеров торгового зала - 80% должностного оклада;
- для руководителей высшего звена управления - до 100% должностного оклада, согласно заключенным договорам.
Проведенный анализ условий оплаты труда и премирования показывает, что размер заработной платы сотрудников компании поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности компании.
Управление персоналом ООО « ХХХ» осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления:
1. Административно-организационные методы управления:
- регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций,
- использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
2. Экономические методы управления. К экономическим методам управления относится материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
3. Социально-психологические методы управления:
- развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.
- стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.
Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют построение системы управления эффективностью труда. Одним из наиболее полно и адекватно используемых является бонусная система оплаты труда персонала компании ООО «ХХХ».
Механизм начисления бонусов представлен в следующей таблице
Наименование показателя |
Размер бонуса |
Требования |
Документ, подтверждающий выполнение |
Поставщик информации |
|
Выполнение плана реализации по продажам |
25% |
При невыполнении плана реализации бонус не выплачивается |
Справка о выполнении |
Начальник отдела с подтверждением Директора |
|
Цели, определяемые на каждый месяц |
50% |
Предоставление заданий в отдел персонала до 15 числа месяца, предшествующего отчетному. |
Справка о выполнении При невыполнении поставленных задач бонус не начисляется |
Начальник отдела с подтверждением Директора департамента |
При наличии просроченной дебиторской задолженности фактически начисленный бонус снижается на 20 %
При несоблюдении сроков предоставления плановых заданий фактически начисленный бонус снижается на 5 %
Работникам предприятия выплачивается материальная помощь в связи с похоронами, тяжелыми материальными условиями.
К социальной мотивации можно отнести следующие мероприятия, проводимые на данном предприятии:
· повышение квалификации сотрудников предприятия, их обучение производится за счет предприятия;
· оказание помощи женщинам-работницам, строгое соблюдение гарантий, установленных в законодательстве о труде для работающих женщин-матерей.
Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей.
Методом опроса были получены данные об эффективности использования системы мотивации в целом и отдельных элементов в частности.
Распределение оценок персоналом методов стимулирования труда, используемых менеджментом, отражено в следующей таблице.
Метод |
Оценка, ср. балл |
||
рабочие |
|||
Создание условий труда |
4 |
||
Вознаграждения: Зарплата Нематериальные выгоды Соц. проблемы (решение) |
Удовлетвор. стимул |
использование стимула |
|
0,5 1,5 2 |
4,2 3,0 2,4 |
||
Безопасность: риск стать лишним уважение стиль управления |
4,5 4,0 3,6 |
||
Вовлечение в дела: знания целей, задач - коммуникации участие в решении проблем предприятия отношение в коллективе |
2,1 3,0 1,4 4,3 |
||
Способность самореализации: карьера обучение рост мастерства |
2,1 2,1 3,2 |
||
Интерес к работе: управление по целям самостоятельность ответственность |
3,9 4,2 4,4 |
Вместе с тем, данные результаты свидетельствуют о неудовлетворенности персонала вопросами организации системы оплаты труда.
Показатели позволяют определить ряд выводов о значимости зарплаты для работника:
1. Зарплата крайне важный показатель их деятельности;
2. В сегодняшних условиях уровень зарплаты персонал связывает с самооценкой и статусом в обществе;
3. Имеет место тесная корреляция между зарплатой, уважением, отношением в коллективе;
4. Работники уделяют внимание системе оплаты труда и справедливости оценки труда;
5. Работники не удовлетворены ни системой оплаты, ни реальной зарплатой;
Таким образом, данные условия показывают значимость оплаты труда, как фактора мотивации для работников ООО «ХХХ», однако в целом работники не удовлетворены системой оплаты труда.
По оценкам западных экспертов, мотивированный специалист может повысить эффективность своей работы на 40%. Однако различные ошибки при разработке систем мотивации приводят к тому, что усилия и затраты на стимулирование сотрудников не только не дают ожидаемых результатов, но и ухудшают ситуацию в компании.
- Введение
- 1. Теоретические подходы к организации стимулирования персонала
- 1.1 Стимулирование и мотивация сотрудников: сущность и основные понятия
- 1.2 Значение стимулирования труда персонала в практике управления
- 2. Проблема выбора оптимальных способов стимулирования сотрудников фирмы
- 2.2 Проблема выбора оптимальных способов стимулирования сотрудников фирмы
- 3. Основные проблемы и пути совершенствования системы стимулирования сотрудников
- Заключение
- 7.3. Выбор оптимальной системы стимулирования труда персонала
- Проблема выбора оптимального решения
- Стимулирование труда как способ вознаграждения персонала
- Выбор средств стимулирования сбыта.
- Неэкономические способы стимулирования
- 4. Оптимальный производственный выбор фирмы
- 44. Проблема выбора оптимального решения.
- Проблемы стимулирования и лояльность сотрудников
- 45. Проблема стартовых установок лидера и сотрудников