Проблемы организационной культуры в теории и практике

курсовая работа

2.1 Краткая характеристика организации

В результате процесса реформирования железнодорожной отрасли Новосибирское отделение приобрело статус структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (соответственно далее - Отделение, Филиал ОАО «РЖД») в соответствии с приказом ОАО «РЖД» «О создании структурных подразделений Западно-Сибирской железной дороги» от 28.09.03 №8п. Данный статус Отделение имеет и по настоящее время.

Отделение в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, внутренними документами ОАО «РЖД», Филиала и Положением об Отделении. Отделение имеет отдельный и сводный баланс, расчетный счет, круглую печать, содержащую его сокращенное наименование, указание на место его нахождения, а также полное фирменное наименование ОАО «РЖД». Отделение имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации, указывающие на принадлежность к ОАО «РЖД».

Новосибирское отделение расположено на Транссибирской магистрали и граничит с западной стороны с Омским отделением Западно-Сибирской железной дороги по станции Татарская (вкл.) - 2878 км.

С восточной и с юго-восточной стороны отделение граничит с Кузбасским отделением Западно-Сибирской железной дороги по станциям Болотная (вкл.) - 3463 км и Промышленная (искл.) - 225 км. По станции Черепаново (вкл.) - 114 км отделение дороги граничит с Алтайским отделением.

В состав Новосибирского отделения входят 20 структурных подразделений (7 дистанций пути, 3 дистанции электроснабжения, 3 дистанции сигнализации, централизации и блокировки, дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, 2 локомотивных депо, эксплуатационное вагонное депо, 3 хозрасчетных железнодорожных станции). Кроме того, в состав Отделения входят подразделения, не имеющие текущего счета и отдельного баланса, входящие в сводный баланс отделения (52 железнодорожные станции, 5 восстановительных поездов) (приложение А).

Руководство деятельностью Новосибирского отделения осуществляет начальник Отделения и подчиненный ему административно-управленческий аппарат, состоящий из: первого заместителя начальника Отделения, главного инженера Отделения, заместителя начальника Отделения по экономике и финансам, заместителя начальника Отделения по кадрам и социальным вопросам, заместителя начальника Отделения по инфраструктуре, заместителя начальника Отделения - начальника отдела перевозок, главного бухгалтера.

В составе аппарата управления сформировано 19 отделов: перевозок; коммерческой работы в сфере грузовых перевозок; пути; локомотивного хозяйства; вагонного хозяйства; сигнализации, централизации и блокировки; электрификации и электроснабжения; управления персоналом; статистического учета и отчетности; бюджетирования и финансирования; организации труда и заработной платы; бухгалтерского и налогового учета; технический; специальный; охраны труда и промышленной безопасности, юридический, управления имуществом, проектно-сметный отдел, отдел управления делами и 8 секторов: первый сектор; по охране природы; бюро по учету и бронированию военнообязанных; таможенно-брокерской деятельности, документационного обеспечения, технологический сектор, автотранспортный участок, билетное бюро.

Целью деятельности Отделения является осуществление функций филиала для обеспечения потребностей в перевозках железнодорожным транспортом в обслуживаемых регионах.

За 2008 год штат работников основной деятельности содержался ниже плана на 80 человек и составил 11712 человек при плане 11792 человека. По сравнению с 2007 годом контингент снизился на 167 человек. За 2007 год штат работников основной деятельности содержался ниже плана на 45 человек и составил 11879 человек при плане 11924 человека. По сравнению с 2006 годом контингент в 2007 году снизился на 1306 человек. За 2006 год штат работников основной деятельности содержался ниже плана на 151 человека и составил 13185 человек при плане 13336 человек (рисунок 2.2.1).

Рисунок 2.1 Динамика численности персонала основной деятельности

По хозяйству перевозок содержание контингента составило 11512 человек, что ниже плана на 41 человека. По сравнению с 2007 годом контингент снизился на 62 человека. За 2007 год штат перевозок содержался ниже плана на 2 человека и составил 11574 человека при плане 11576 человек. По сравнению с 2006 годом контингент перевозок в 2007 году снизился на 660 человек. За 2006 год штат работников перевозок содержался ниже плана на 95 человек и составил 12234 человека при плане 12329 человек (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Динамика численности персонла хозяйства перевозок

Таким образом, анализируя динамику численности персонала основной деятельности и хозяйства перевозок (рисунок 2.1, рисунок 2.2), можно сделать вывод о том, что план по труду не выполняется, имеется тенденция к сокращению численности персонала, следствием чего является недосодержание контингента по отдельным хозяйствам.

Наибольшее недосодержание к плану в 2008 году сложилось по: локомотивному хозяйству - 19 человек; хозяйству пути - 8 человек.

В 2007 году наибольшее недосодержание к плану сложилось по: локомотивному хозяйству - 71 человек; вагонному хозяйству - 53 человека; хозяйству электрификации и электроснабжения - 32 человека; хозяйству пути - 29 человек.

В 2006 году наибольшее недосодержание к плану сложилось по: локомотивному хозяйству - 19 человек; вагонному хозяйству - 8 человек; хозяйству пути - 17 человек.

Потребность персонала Новосибирского отделения дороги на ближайшие годы определяется с учетом динамики выбытия работников на пенсию и естественного оттока, а также необходимостью обоснованного введения должностей по новым направлениям техники и прогрессивной технологии, направленной на повышение эффективности работы структурных подразделений Отделения.

Подбор персонала ведется на основе основных требований, предъявляемых к работнику: уровня образования, квалификации и опыта работы, а к руководителям номенклатурных должностей еще и успешных результатов психологического тестирования и результатов проведенной стажировки. Прием руководителей и специалистов ориентирован на персонал, имеющий отраслевое профессиональное образование.

Проанализировав динамику списочной численности по всем хозяйствам Отделения за 9 лет, с 2000 по 2008 год, можно говорить о ее снижении (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Динамика среднесписочной и фактической численности персонала НОД-2

Год

Среднесписочная численность, чел.

Фактическая численность на 31.12., чел.

2000

19539

19388

2001

17364

17480

2002

16263

16320

2003

15755

16496

2007

14091

14652

2008

13789

13791

2006

12532

12673

2007

11882

11899

2008

11714

11709

Для большей наглядности представим таблицу 2.3 в виде графика (рисунок 2.3).

Несмотря на динамику снижения численности персонала в целом Новосибирское отделение дороги руководящими кадрами, специалистами и кадрами массовых профессий на выполняемый объем работ укомплектовано.

За 12 месяцев 2008 года по основным хозяйствам было принято вновь - 1758 человек и по внутритранспортному перемещению - 463 человека; уволено - 2337 человек, в том числе по внутритранспортному перемещению 457 человек. Текучесть кадров составила 12,1% от общей численности.

В 2007 году по основным хозяйствам было принято вновь - 1645 человек, по внутритранспортному перемещению - 368 человек; уволено - 2669 человек, по внутритранспортному перемещению - 823 человека. Текучесть кадров составила 11,7% от общей численности.

В 2006 году по основным хозяйствам было принято вновь - 1365 человек, по внутритранспортному перемещению - 691 человек; уволено - 3174 человека, по внутритранспортному перемещению - 1844 человека. Текучесть кадров составила 8,4% от общей численности (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Динамика среднесписочной и фактической численности персонала НОД-2

Рисунок 2.5 - Анализ текучести кадров НОД-2

Из уволенных 1880 человек:

- по собственному желанию - 1079 человек (2007 год - 1141 человек, 2006 год - 827 человек);

- на пенсию - 323 человека (2007 год - 291 человек, 2006 год - 269 человек);

- за нарушение трудовой дисциплины - 160 человек (2007 год - 140 человек, 2006 год - 62 человека);

- по сокращению штата - 106 человек (2007 год - 119 человек, 2006 год 27 человек);

- по прочим причинам - 212 человек (2007 год - 155 человека, 2006 год 145 человек).

Основные причины увольнения по собственному желанию:

- неудовлетворенность заработной платой (492 человека - 45,6%);

- неудовлетворенность условиями труда (118 человек - 10,9%);

- удаленность места работы от места жительства (110 человек - 10,2%) (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Анализ причин увольнения по собственному желанию

Лимит численности в декабре 2008 года - 11782 человека, в 2007 году лимит численности - 11938 человек, в 2006 году - 12638 человек, списочная численность на 31.12.2008 года - 11709 человек. Снижение лимита численности по сравнению с 2007 годом - 156 человек, с 2006 годом - 856 человек.

Среднемесячная заработная плата по основной деятельности составила 21878 руб. при плановой 21589 руб., к соответствующему периоду прошлого года возросла на 26,3% (+4554 руб.). В 2007 году среднемесячная заработная плата по основной деятельности составила 17324 руб. при плановой 17085 руб., к соответствующему периоду 2006 года возросла на 49,5% (+5739 руб.).

Уровень среднемесячной заработной платы в Новосибирской области по отраслям экономики в 2008 году составил 15184 рублей. По отделениям дороги - 21553 рубля. Таким образом, превышение среднемесячной заработной платы отделений дороги над среднемесячной платой промышленности в регионе составляет 42%.

Делись добром ;)