Проект организационного развития на примере ОАО "РУС"
2.3 Определение основных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на вводимые преобразования
Как уже было сказано, уровень эффективности деятельности организации зависит от факторов внутренней и внешней среды.
Факторами внутренней среды являются персонал, технологии, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы, цели, стиль организации, стратегия, задачи, структура, власть, культура организации и т.п.
Факторами внешней среды являются государственные и местные органы власти, потребители, конкуренты, поставщики материальных и трудовых ресурсов, акционеры, банки и другие финансовые институты и т.п. Васильева Ю.В. Теория управления: Учебник / Ю.В. Васильева .- 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 608 с.
Так в организации ОАО «РУС» выявлена проблема получения прибыли. Для этого было сформировано требование к ОСУ - создание отдела управленческого учёта, который будет контролировать покупательский спрос. Следовательно здесь играют важную роль потребители. Поэтому при создании отдела управленческого учёта, негативное влияние такого косвенного фактора как потребители будет снижено к минимуму.
Также управленческий учёт будет следить за конкурентоспособностью предприятия.
Создание правового отдела важно для смягчения негативных процессов со стороны органов власти. Правовой отдел будет следить за соответствие деятельности организации нормативно-правовым актам издаваемыми органами власти.
Технический отдел будет регулировать внедрение новых технологий в организацию как следствие научно-технических факторов.
При помощи данного метода можно проанализировать внутреннюю и внешнюю среды организации, определить основные стратегии её перспективного развития.
Рис.2 SWOT-анализ организации ОАО «РУС»
Возможности |
Угрозы |
||
1)Наличие налаженных партнёрских отношений; 2) Способность использовать новые технологии, что позволит привлечь дополнительные группы клиентов; |
1)Возможность появления новых конкурентов; 2) Уход с рынка фирмы. |
||
Сильные стороны: 1) Стабильное финансовое состояние; 2) Наличие квалифицированного персонала, что позволяет оказывать услуги на высоком уровне; 3) Высокое качество предоставляемых услуг; 4) Индивидуальный и гибкий подход к каждому клиенту; 5) Система скидок. |
СС+В: 1)Квалификация персонала и высокое качество услуг может обеспечить расширение сегмента потребителей; 2) Неудовлетворенный спрос на услуги некоторых специалистов, способствует к расширению ассортимента услуг и привлечение новых клиентов; 3)Появление и использование новых технологий формирует конкурентное преимущество компании |
СС+У: 1)Индивидуальный подход к потребителю, позволит сформировать лояльное поведение потребителей по отношению к данной компании и этим повысить свою конкурентную силу; 2) Наличие квалифицированного персонала и высокое качество услуг при появлении новых конкурентов позволит сохранить конкурентные преимущества. |
|
Слабые стороны: 1) Отсутствие проектного отдела; 2) Задержка выплат по заработной плате; 3) Недостаточная рекламная политика; 4) Низкий уровень менеджмента. |
СС+В: 1)При отсутствии четкого взаимодействия внутри организации может привести потери информации и принятия неправильных решений, к ухудшению отношений с партнерами; 2) Задержка выплат по заработной плате может снизить производительность труда и мотивацию персонала, что приведет к снижению качества предоставляемых услуг и в результате отпугнет потенциального потребителя и следствием будет утеря возможного освоения нового сегмента рынка. |
СС+У: 1) Задержка выплат по заработной плате может привести к уходу специалистов из компании к конкурентам; 2)Низкий уровень менеджмента и появление новых конкурентов может значительно уменьшить конкурентную позицию фирмы; 3)Недостаточная рекламная политика может привести к потери потенциальных клиентов и ослаблению конкурентных преимуществ. |
2.4 План организационного развития ОАО «РУС»
Для того чтобы вывести предприятие на новый уровень: увеличить получение прибыли, приобрести как можно больше клиентов, нужно выполнить определённый набор стратегических целей.
Стратегическая цель - сохранить и расширить рынок сбыта, предлагая качественные щетки по доступным ценам; увеличить объемы производства, расширить номенклатуру, повысить качество. Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое_управление : Учебник. 3-е изд. - М.: Гардарика, 2001
Продуктово-рыночные стратегические цели:
- Расширение номенклатуры, выход на старые и новые рынки с новым продуктом.
- Увеличение доли рынка
- Увеличение продаж
- Увеличение удовлетворенности клиентов
Операционные стратегические цели:
- Уменьшение времени основного процесса
- Повышение качества основного процесса
- Обеспечение своевременности доставки
- Снижение стоимости доставки
- Уменьшение потерь товара
- Снижение стоимости учета товара
- Увеличение ассортимента
- Усиление взаимодействия с клиентами
Ресурсные стратегические цели:
- Повышение удовлетворенности сотрудников
- Развитие компетенций управленческого персонала
- Повышение эффективности управленческой команды
Финансовые стратегические цели:
- Повышение эффективности бизнеса (рентабельности активов)
- Увеличение прибыли
- Минимизация издержек
Стратегически цели подразумевают выполнение следующих мероприятий:
Корпоративная стратегия
·Выход на новые рынки с традиционными продуктами
·Выход на новые рынки с новыми продуктами
·Интенсификация работы на старых рынках
·Вывод новых продуктов на традиционные рынки
Финансовая стратегия
Цель данной стратегии предприятия - максимизация рыночной стоимости его собственного капитала, т.е. повышение "цены" предприятия на основе обеспечения высокого уровня прибыли. Достижение этой цели предполагает:
а) определение оптимальной величины и структуры активов предприятия;
б) проведение рациональной политики управления как внеоборотными, так и оборотными активами;
в) выбор отвечающей тактическим и стратегическим задачам предприятия инвестиционной, амортизационной и учетной политики;
г) формирование источников финансирования деятельности предприятия, обеспечивающих минимальные затраты на привлечение капитала при приемлемом уровне риска для обеспечения высокой рыночной устойчивости.
Маркетинговая стратегия
Конкретизация избранной стратегии осуществляется в программах действий. Как и любой план, план маркетинга включает комплексный бюджет, определяющий затраты на осуществление всех мероприятий в рамках этого плана.
Основными стратегиями в области маркетинга являются:
·Сохранение традиционной номенклатуры
·Расширение номенклатуры товаров и услуг
·Увеличение полезности рекламы, привлечение новых клиентов
Операционная стратегия
В области сбыта планируется:
·Сохранение связей со старыми клиентами
·Индивидуальная работа с крупными клиентами
·Развитие каналов сбыта (работа с посредниками)
По отношению к снабжению выбраны стратегии:
·Сохранение связей со старым поставщиком
·Поиск и работа с отечественными поставщиками
В управлении финансами предприятие должно придерживаться стратегии совершенствования финансовой системы, для этого будет использоваться:
·Автоматизация финансового планирования
·Финансовая структуризация компании
·Бюджетное управление
·Движение денежных средств
·Финансовое прогнозирование на основе бизнес - моделей
·Интегрированный учет
В маркетинге придерживаться следующих стратегий:
·Стратегия средних цен
·Стратегии продвижения
·Увеличение объемов и степени воздействия рекламы
·Ориентация на собственные исследования и распределенный маркетинг
Ресурсная стратегия
Финансовые ресурсы
·Внедрение не денежных форм расчетов: бартер, зачеты
Материальные ресурсы
·Минимизация затрат сырья на производства, использование вторсырья
Человеческие ресурсы
·Повышение квалификации персонала. Включает в себя
·планирование мер по обеспечению уровня квалификации работников, соответствующего их личным возможностям и производственной необходимости;
·выбор формы обучения работников при повышении квалификации;
·работу по организации повышения квалификации и переподготовки персонала на предприятии;
·определение принципов, форм и сроков аттестации кадров.
·Делегирование полномочий. Подразумевает собой обязанность:
·решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя;
·осуществлять подготовительную работу, носящую в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее дающую возможность продемонстрировать свои способности;
·присутствовать на различных мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.
·Ориентация на прямое финансовое вознаграждение
·планирование затрат на персонал;
·разработка и внедрение систем заработной платы на предприятии;
·определение особенностей оплаты труда отдельных категорий работников, занятых на предприятии.
Информационные ресурсы
·Развитие информационной системы
Внедрение автоматизированной системы управления финансами предприятия «1С:Предприятие», Конфигурация «Финансовое управление» позволит всем службам предприятия управлять своей деятельностью: закупкой, транспортировкой, прямыми расходами. Это даст возможность компании работать как единому целому, устанавливая единые для всей компании ценности, цели и, а также облегчит взаимодействие между всеми службами и повысит эффективность работы самой компании.
Результатом этого внедрения будет экономия и средств, и рабочего времени, а так как осуществляется с привлечением специалиста, то будет иметь и некоторые затраты, которые впоследствии оправдаются.
На предприятии установлена многопользовательская программа «1С:Предприятие 7.7». Комплексная поставка данного продукта включает: платформу, типовую конфигурацию «Торговля+Склад», «Бухгалтерия», «Зарплата+Кадры» (производство, услуги, бухгалтерия, торговля+склад, зарплата+кадры), и дополнительную конфигурацию бухучет УСН и финансовое планирование. Это упрощенный вариант, который входит в комплект поставки комплексной конфигурации.
Затраты, связанные с приобретением и внедрением программного продукта «1С: Предприятие, Конфигурация «Финансовое управление» будут следующие:
.Стоимость программного продукта- 60 000 рублей.
.Определение структуры бюджетов, описание источников, статей затрат и составление технического задания экономистом для приглашенного программиста потребуется 15 чел./часов.
Оплата труда приглашаемого экономиста составляет 25 000 /мес.
.Установка и настройка программного продукта, исполнение технического задания приглашенным программистом потребует 10 чел./часов. Средняя стоимость аналогичных работ стоит 1000 рублей в час.
В стоимостном выражении: 10 * 1000 = 10000 рублей.
Расчет и оценка экономической эффективности системы стратегического управления:
Эффективность работы ССУ будет определяться эффектами от реализации отдельных стратегических планов и мероприятий.
Эффективность системы стратегического планирования предполагается получить вследствие сопоставления инвестиций на создание системы и результатов реализации проектов и мероприятий стратегии развития предприятия. Однако следует отметить, что результатами осуществления проектов и мероприятий развития необходимо считать ту часть прибыли, которая появилась в результате применения разработанной системы.
Для оценки эффективности системы стратегического управления, первым этапом необходимо оценить результаты частных проектов и мероприятия плана развития.
Организация производства нового продукта производится в форме проектного управления, которое регламентируется положением о проектном управлении, являющимся частью системы стратегического управления. Необходимо отметить, что производство новой продукции, в неформальные планы предприятия входило в долгосрочной перспективе. Проектное управление позволяет оптимизировать использование имеющихся ресурсов, повысить эффективность процесса принятия решений, оптимально организовать мероприятия по выполнению планов. Реализуя задачу организации производства новой продукции в форме проекта, ООО Диск достигнет поставленной цели за более короткие сроки.