Проектирование и разработка системы менеджмента по стандарту ISO 22000 версии 2005 г. в рамках интегрированных систем менеджмента
1.2 Стандарты серии ISO 9000
ISO 9001 определяет основные требования к системе менеджмента качества (СМК), которые организация должна выполнять, чтобы продемонстрировать свою способность постоянно обеспечивать поставку продуктов (и услуг), которые повышают степень удовлетворенности клиентов и соответствуют принятым обязательным и законодательным требованиям.
Стандарт может быть использован для сертификации и контрактных целей, в тех случаях, когда организации необходимо признание имеющейся системы управления качеством. Структура ISO 9001 построена в удобном для компаний формате, позволяющем легко использовать стандарт во всех сферах бизнеса.
Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания базовых элементов системы менеджмента качества согласно стандартам ISO. ISO 9000 определяют Восемь Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения.
ISO 9001 используется, когда предприятие ищет пути создания системы управления качеством, которая в состоянии гарантировать способность организации поставлять продукцию, соответствующую потребностям и ожиданиям потребителей. Этот стандарт из серии ISO 9000, который может быть использован для сертификации системы менеджмента качества внешним органом. Согласно стандарту, термин "товар" относится к услугам, материалам, оборудованию и программному обеспечению, предназначенным для потребителей. В стандарте содержится пять разделов, определяющих виды деятельности, которые необходимо учитывать при внедрении системы:
· общие требования к системе менеджмента качества и документации
· ответственность руководства, политика, планирование и цели
· управление ресурсами и их распределение
· процессы жизненного цикла продукции
· измерение, мониторинг, анализ и улучшение.
Требования четырех разделов применимы ко всем организациям - Система менеджмента качества, Ответственность руководства, Управление ресурсами, Измерения, анализ и улучшения. Раздел Процессы жизненного цикла продукции может быть адаптирован к потребностям именно вашей организации. Ваше руководство по качеству или другая документация продемонстрирует степень соответствия компании требованиям ISO 9001.
1.3 Система HASSP
Система ХАССП (HACCP-Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки) является основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира. Концепция ХАССП была разработана в начале 80-х годов 20-го века в США. В странах ЕС работы по внедрению ХАССП начались с Директивы по гигиене пищевых продуктов 93/43/ЕС. Затем в странах-членах ЕС были разработаны национальные документы, регламентирующие требования системы ХАССП и процедуры ее разработки.
К 2000 году наличие системы ХАССП стало обязательным в США, Канаде и Евросоюзе. В 2004 году Европейский парламент и Совет Европы взамен Директивы 93/43/ЕС приняли Постановление 852/2004 "О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов". Согласно статьи 6 этого постановления, исполнительные учреждения европейских стран признают сертификацию системы ХАССП, проведенную компетентными органами, то есть уполномоченными правительствами стран, на территории которых они расположены.
В России 1 июля 2001 года был введен в действие разработанный ВНИИС государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования". В том же году Госстандартом была разработана и введена в действие Система добровольной сертификации "ХАССП", в рамках которой сегодня действуют 11 органов по сертификации.
Накопленный опыт по разработке и внедрению систем ХАССП на базе национальных стандартов позволил разработать соответствующий документ на международном уровне. В 2005 году утвержден стандарт ИСО 22000 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции".