Анализ системы стратегического менеджмента на предприятии на примере ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения

дипломная работа

2. Анализ стратегических факторов внешней среды организации с целью оценки степени ее влияния на результаты деятельности

Для оценки деятельности ОАО "Коммаш" рассмотрим несколько направлений, наиболее полно показывающих влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия:

- анализ рыночных возможностей ОАО "Коммаш";

- исследование конкурентоспособности продукции ОАО "Коммаш";

- исследования проблемы сегментирования рынка на предприятии ОАО "Коммаш";

- исследование в области рекламной политики и продвижение продукции ОАО "Коммаш" на рынок

Дилеры ОАО "Коммаш" представлены в таблице Б.1.

Потребителями продукции ОАО Мценский завод "Коммаш" являются муниципальные службы городов, муниципальные водоканальные службы, промышленные предприятия, дорожно - эксплуатационные службы.

Однако в ходе проведения маркетинговых исследований были выявлены ряд факторов, неизменно влекущие за собой увеличение спроса на продукцию Мценского завода "Коммаш":

- актуализация вопроса охраны окружающей среды;

- возрастающие санитарно-гигиенические требования к чистоте городов и других населенных пунктов;

- отсутствие серьезных конкурентов на рынке СНГ; конкурентные преимущества предприятия на рынке промышленно - развивающихся государств: обладает приемлемым для данных стран качеством, цена на продукцию ОАО Мценский завод "Коммаш" значительно ниже западных фирм, производящих коммунальную технику;

- в связи с износом техники, который достиг критического уровня на рынке стран СНГ (исследования, проведенные специалистами ОАО Мценский завод "Коммаш" на ряде спецавтохозяйств показали необходимость сложного ремонта и обновления значительного количества специальных машин);

- недостаточной укомплектованностью парка специальных машин потенциальных потребителей на внешнем рынке.

Одним из важнейших направлений в комплексном маркетинговом исследовании является своевременная и точная оценка состояния конкурентной среды на внешнем и внутреннем рынке.

Прямыми конкурентами Мценского завода "Коммаш" являются:

- ОАО "Комплексные дорожные машины", г. Смоленск.

- Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ, г. Смоленск.

- Ряжский авторемонтный завод, Рязанская обл., г. Ряжск.

- Арзамасский завод коммунального машиностроения, Нижегородская обл., г. Арзамас.

Косвенные конкуренты:

- АО "АТЕКО" (Турбовский машиностроительный завод), Украина, Винницкая обл., пгт. Турбов.

- АО Киевский завод "Коммаш", Украина, г. Киев.

Конкуренты за последние 3 года (2010-2013 гг.) значительно расширили ассортимент продукции, аналогичной продукции ОАО Мценского завода "Коммаш". Это происходит из-за привлекательности рынка коммунальной техники. Срок службы этого парка истекает, требуется новая, более совершенная техника.

Большое значение имеет анализ цен конкурентов. ОАО Мценский завод "Коммаш", являясь участником международной торговли, сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем.

Предприятие обязано видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми.

Цены на оборудование, выпускаемое ОАО Мценский завод "Коммаш" (г. Арзамас), увеличились в среднем на 3%, в связи с чем, цены на технику в среднем увеличились на 1,3%. Цены на оборудование и технику, выпускаемые СААЗ (г. Смоленск), устанавливаемое на шасси КАМАЗ и МАЗ, увеличилось на 4%. Цена на шасси ЗИЛ увеличилась на 2,8% (таблица В.1).

Цены на оборудование, выпускаемое ОАО "Ряжский авторемонтный завод" (г. Ряжск), в среднем увеличились на 3,4%.

В целом проведенный анализ свидетельствует о конкурентных преимуществах ОАО Мценский завод "Коммаш" по отношению к ценам прямых конкурентов завода (таблица Г.1).

Основными конкурентными преимуществами продукции Мценского завода коммунального машиностроения являются: высокое качество; престиж и дизайн; имидж; надежность и ремонтопригодность; многовариантность в использовании. Стоит отметить также, что продукция конкурентов уступает по степени охвата рынка, в системе продвижении продукта на рынок, в форме сбыта.

Проблема данного предприятия заключается в том, что на нем недостаточно развиты исследования рынка в пределах страны, т. е. местные потребители не являются важными клиентами ОАО Мценский завод "Коммаш".

В данных рыночных условиях у предприятия нет достаточно сильных в области производства машин для городского коммунального хозяйства конкурентов.

Для того чтобы провести анализ сильных и слабых сторон, необходимо оценить состояние внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации.

Проследим опасности, которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия им (таблицы 7, 8).

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:

- если это, возможно, применять средства стимулирования;

- корректировка методов продвижения и сбыта, проведение маркетинговых исследований, концентрация усилий;

- проведение маркетинговых исследований, создание нового товара или усовершенствование старого, изменение комплекса маркетинга;

- наладить контакты с новыми поставщиками;

- постоянный поиск нового рынка сбыта, но нужно учитывать, что всё-таки более надёжные это старые, проверенные связи;

- действовать по обстоятельствам.

Таблица 7 - Факторы микросреды, влияющие на сбытовую деятельность ОАО "Коммаш"

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Стабильность поставок

2 . Бесперебойность работы предприятия

3. Приобретение новых потребителей

4. Потребители удовлетворены качеством нашей продукции

5. Положительное отношение контактной аудитории

6. Самоустранение конкурентов

7. Удовлетворенность клиентов

1. Нестабильность поставок сырья

2. Забастовка рабочих нашего предприятия

3. Потеря существующих связей с потребителем

4. Неудовлетворённость потребители качеством нашей продукции

5. Негативное отношение контактной аудитории

6. Активизация конкурентов

7. Неудовлетворенность клиентов

Таблица 8 - Факторы макросреды, влияющие на сбытовую деятельность ОАО "Коммаш"

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1.Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей

2. Спад инфляции

3. Удешевление энергии

4. Повышение общего уровня покупательной способности

5. Рост рождаемости

6. Введение льгот для производителей

1. Принятие законов, ущемляющих права производителей

2. Рост инфляции

3. Удорожание энергии

4 . Снижение общего уровня покупательной способности

5. Спад рождаемости

6. Рост религиозности (все дети уйдут в монастырь)

Здесь мы практически не можем уменьшить отрицательный эффект влияния какого-либо фактора, разве что во втором нужно максимально снизить цены. В случае постоянного действия каких-то отрицательных факторов, можно сменить вид деятельности.

Положительный эффект приводит к постоянным изменениям на данном рынке, что постоянно способствует качественному улучшению состава участников.

Составим список сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз (таблица 9, 10).

Таблица 9 - Сильные и слабые стороны деятельности ОАО "Коммаш"

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Создание филиалов

2. Высокий профессионализм сотрудников

3. Низкая текучесть кадров

4. Низкие цены по сравнению с конкурентами

5. Разнообразие и качество ассортимента

1. Низкий фонд заработной платы

2. Рост цен

3. Изнашивание старого оборудования

4. Нестабильное финансовое состояние

Таблица 10 - Возможности и угрозы для ОАО "Коммаш" со стороны внешней среды

Возможности

Угрозы

1. Выход на новые рынки

2. Спад инфляции

3. Повышение общего уровня покупательной способности

4. Уменьшение издержек

5. Введение льгот для производителей

6.Привлечение высококвалифицированного персонала

1. Быстрое изменение спроса

2. Рост инфляции

3. Снижение общего уровня покупательной способности

4. Высокий уровень конкуренции

5. Ущемление прав потребителей

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Чтобы избежать вмешательства в деятельности компании со стороны государства, необходимо своевременное проведение ее реструктуризации. Необходимо установить связи между сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами, составив матрицу SWOT (рисунок 2).

Проведя SWOT - анализ, можно проследить комбинации, которые необходимо учитывать при разработке стратегии поведения организации: Снижение общего уровня покупательской способности; увеличение владельцев собственных транспортных средств, уменьшение численности населения, превышение темпов роста цен на бензин над темпами роста заработной платы могут привести к снижению спроса на транспортные услуги, что обострит конкуренцию в отрасли, и потребует от компании поиска новых путей повышения конкурентоспособности.

Рисунок 2 - Матрица SWOT для ОАО "Коммаш"

Чтобы избежать вмешательства в деятельности компании со стороны государства (антимонопольного комитета), необходимо своевременное проведение ее реструктуризации. В связи с тем, что рынок транспортных услуг находится на стадии насыщения и близок к спаду, у фирмы мало возможностей для дальнейшего роста в данной отрасли, что ставит проблему поиска новых привлекательных сфер деятельности (например, грузоперевозки, семейные перевозки). Разрастание организационной структуры компании в связи с созданием новых филиалов усложняет управление ресурсами фирмы и требует осуществления эффективного контроля деятельности подразделений фирмы и др.Можно сделать вывод о том, что ОАО "Коммаш" обладает огромными потенциальными возможностями и сильными сторонами, и может планировать свою деятельность, согласно проведенному анализу. В нестабильных условиях, когда длительность фаз жизненных циклов спроса и технологии становится короче, чем временной горизонт внутрифирменного планирования, перспективы СЗХ следует измерять по нескольким критериям. Чтобы учесть возможное воздействие жизненного, цикла, нужны две оценки роста: одна -- для непройденной части текущей фазы, а другая -- для следующей фазы.

Из-за возможности изменений в развитии конкуренции не следует строить предположений о том, что рентабельность, присущая данной СЗХ, останется неизменной или будет находиться в положительной зависимости от дальнейшего роста.

Поэтому нужны две независимые друг от друга оценки рентабельности: краткосрочная и долгосрочная. В связи с возможными изменениями в социальных, политических, экономических, технологических условиях при оценке степени привлекательности следует учитывать уровень будущей нестабильности.

На основе стратегического анализа деятельности ОАО "Коммаш" можно сделать следующие выводы: у предприятия "Коммаш" есть сильные стороны, с помощью которых оно может, как реализовать возможности внешней среды, так и предугадать угрозы.

Анализ конкурентного статуса позволил сделать вывод о том, что большинство конкурирующих фирм по своим масштабам меньше, чем это будет необходимо в ближайшие 5-10 лет для того, чтобы успешно выдержать конкуренцию, а у ОАО "Коммаш" достаточный уровень капиталовложений, для укрепления своих рыночных позиций и расширения деятельности.

Делись добром ;)