Проектирование организационной структуры ЗАО "Фарминдастриаз"

курсовая работа

3. Портфельный анализ деятельности организации

«Метод Бостонской консалтинговой группы» - определение областей стратегической деятельности фирмы по парам «товар-рынок» с помощью специальной матрицы выделения стратегических секторов по четырем группам товаров.

Матрица рост/доля рынка - метод планирования портфеля, который оценивает стратегические элементы бизнеса компании с точки зрения темпов роста их рынка и относительной доли этих элементов на рынке. СЭБ делятся на «звезд», «дойных коров», «темных лошадок» и «собак» (рис. 3).

Рост объема продаж

Высокий

Низкий

Относительная доля рынка

Рис. 3. Матрица Бостонской консалтинговой группы. Стрелка показывает типичный путь развития товара

Используя метод фирмы Boston Consulting Group (ВСG), компания классифицирует все свои СЭБ согласно матрице рост/доля рынка:

- «Звезды». Быстро развивающиеся направления деятельности, товары, имеющие большую долю рынка. Они требуют обычно мощного инвестирования для поддержания своего быстрого роста. Со временем их рост замедляется, и они превращаются в «дойных коров».

- «Дойные коровы». Направления деятельности или товары с низкими темпами роста и большой долей рынка. Этим устойчивым и преуспевающим СЭБ для удержания их доли рынка требуется меньше инвестиций. При этом они приносят высокий доход, который компания использует для оплаты своих счетов и для поддержки других СЭБ, требующих инвестирования.

- «Темные лошадки». Элементы бизнеса, имеющие небольшую долю ^ быстрорастущих рынков и требующие большого объема средств для сохранения своей доли рынка или для превращения в «звезды».

- «Собаки». Направления деятельности и товары с низкой скоростью роста и небольшой долей рынка, которые могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьезными источниками дохода.

После классификации СЭБ компания должна определить роль каждого элемента в будущем, В отношении каждого СЭБ можно применить одну из четырех стратегий: компания может либо увеличить инвестиции в какой-либо элемент бизнеса, чтобы отвоевать для него долю рынка, либо инвестировать ровно столько, сколько нужно для сохранения доли СЭБ на текущем уровне, либо выкачивать ресурсы из СЭБ, изымая его краткосрочные денежные ресурсы в течение определенного промежутка времени, не считаясь с отдаленными последствиями, либо, наконец, изъять капиталовложения из СЭБ, продав его или приступив к поэтапной ликвидации, и использовать ресурсы в другом месте Масленникова Т. Формирование информационных технологий управления экономикой // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 6, с.92.

С течением времени СЭБ меняют свое положение в матрице рост/ доля рынка. У каждого СЭБ свой жизненный цикл. Многие СЭБ начинают как «темные лошадки» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах переходят в категорию «звезд». Позже, по мере замедления роста рынка, они становятся «дойными коровами» и, наконец, на закате своего жизненного цикла угасают или превращаются в «собак». Компании необходимо непрерывно вводить новые товары и виды деятельности, чтобы часть из них становилась «звездами», а затем и «дойными коровами», помогающими финансировать другие СЭБ.

Матрица развития товара/рынка, показанная на рис. 4, является прекрасным инструментом для определения возможностей роста. Она описывает четыре пути развития: расширение рынка, новые рынки, новые продукты и диверсификация.

Существующие

рынки

Новые

рынки

Существующие Новые

товары товары

Рис. 4. Анализ рыночных возможностей с помощью матрицы развития товар/рынок

Среди лидеров продаж наряду с известными лекарственными средствами, традиционными для фирмы (например, ЦИТРАМОН-ФАРМИНДАСТРИАС), есть и недавно внедренные на рынок. В частности, прочные позиции в группе лидеров удерживает препарат новой генерации -- КАПТОПРЕС-ФАРМИНДАСТРИАС (каптоприл + гидрохлоротиазид). Большой объем продаж обеспечивают таблетки ЦИТРАМОН ЭКСТРА, мази ТРИМИСТИН-ФАРМИНДАСТРИАС, ОФЛОКАИН-ФАРМИНДАСТРИАС, МИРАМИСТИН-ФАРМИНДАСТРИАС.

Серьезная заявка сделана на рынке анальгетиков с появлением препарата КЕТОЛОНГ-ФАРМИНДАСТРИАС (инъекционный раствор кеторолака). Это первый и единственный в СНГ препарат кеторолака пролонгированного действия, который обеспечивает обезболивание в течение более 8 ч, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель других препаратов кеторолака в форме раствора для инъекций.

Значительно потеснил зарубежные аналоги препарат ВИНПОЦЕТИН-ФАРМИНДАСТРИАС, объемы реализации которого также постоянно увеличиваются. Этот препарат уверенно завоевывает свое место на рынке и представлен в двух лекарственных формах: таблетки и раствор для инъекций.

Объемы реализации лекарственных препаратов ЗАО «Фарминдастриас» в 2010 г. в разрезе фармакотерапевтических групп (в фактических отпускных ценах).

Таблица 3

Реализация по группам товаров ЗАО Фарминдастриас

Фармакотерапевтическая группа (АТС)

Объем реализации, тыс.руб..

Доля, %

N -- Средства, действующие на нервную систему

42 799

28,3

C -- Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

28 793

19,1

J -- Противомикробные средства для системного применения

17 862

11,8

А -- Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм

17 399

11,5

R -- Средства, действующие на респираторную систему

16 795

11,1

B -- Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз

12 802

8,5

H -- Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов)

4 061

2,7

L -- Антинеопластические и иммуномодулирующие средства

3 489

2,3

D -- Дерматологические средства

3 068

2,0

M -- Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат

2 378

1,6

V -- Различные средства

1 319

0,9

P -- Противопаразитарные средства, инсектициды и репелленты

336

0,2

ВСЕГО

151 101

100,0

Делись добром ;)