Проектирование системы управления бизнесом (на примере организации хостела)

курсовая работа

2.3 Стратегические инструменты: конкурентный анализ по модели "5 сил" М. Портера и SWOT-анализ

Модель Портера - методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса.

Портер называет эти силы "микросредой", противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин "макросреда". Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил "микросреды" обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли. Хорошим примером является рынок пассажирских авиаперевозок. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.

"Анализ пяти сил Портера" включает в себя три силы "горизонтальной" конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы "вертикальной" конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей. хостел бизнес управление риск

Анализ уровня конкуренции в отрасли по модели "5 сил конкуренции" Майкла Портера проводился путем анализа внешних сил:

1) рыночной властью поставщиков;

2) рыночной властью покупателей (конечных пользователей);

3) властью существующих конкурентов;

4) угрозой появления новых конкурентов;

5) угрозой появления товаров-субститутов (замещающей продукции);

6) влиянием заинтересованных групп.

Таблица 4

Анализ 5 ил Портера:

Сила

Вес

Оценка (от 1 до 3)

Взвешенная оценка [2 х 3]

1

2

3

4

Название силы

1Рыночная власть покупателей

0,35

2

0,7

2Появление новых конкурентов

0,35

3

1,05

3Появление товаров-субститутов

0,3

3

0,9

Итого

1

-

?

SWOT-анализ

SWOT-анализ - стратегический инструмент, позволяющий анализировать организацию и выявлять ее сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses), описывающие внутреннюю среду организации; возможности (Opportunities) и угрозы (Threats), освещающие внешнюю по отношению к организации среду.

SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.

Сильные стороны SWOT-анализа:

Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).

Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).

Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.

Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Недостатки:

SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.

Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.

Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.

Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.

SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.

Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Задача SWOT-анализа -- дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

Табл. 5

Общая матрица SWOT-анализа:

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Оценка

Слабые стороны (W)

Оценка

S1

Местонахождение (центральный район города).

3

W1

Относительная молодость хостела

1

S2

Хорошая мотивация сотрудников

2

W2

Шаблонность оказываемых услуг

3

S3

Доступные цены

2

W3

Высокие издержки

2

S4

Низкие издержки

3

W4

Низкое качество обслуживания

1

S5

Присутствие спектра дополнительных услуг

2

W5

Нехватка номерного фонда для размещения больших туристических групп.

1

Внешняя среда

Возможности (O)

Оценка

Угрозы (T)

Оценка

O1

Привлечение новых клиентов

2

T1

Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг

3

O2

Открытие дополнительных услуг

1

T2

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране

2

O3

Уход с рынка конкурентов

3

T3

Усиление позиций компаний-конкурентов

2

O4

Снижение налогов

2

T4

Ужесточение правового регулирования

3

O5

Уход с рынка конкурентов

2

T5

Нестабильный валютный курс

3

Табл. 6

Наиболее важные факторы, влияющие на деятельность предприятия:

Наименование фактора

Вывод

S + O

S3

Доступные цены

Благодаря доступным ценам, предоставляется возможность привлечения новых клиентов

O1

Привлечение новых клиентов

W + O

W4

Низкое качество обслуживания

Низкое качество облуживания препятствует уходу рынка конкурентов

O5

Уход с рынка конкурентов

S + T

S1

Местонахождение (центральный район города).

Местонахождение в центр города может привести к конкуренций

T1

Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг

W + T

W5

Нехватка номерного фонда для размещения больших туристических групп.

Нехватка номерного фонда может привести к усилению позиций компаний кокурентов

T3

Усиление позиций компаний-конкурентов

Делись добром ;)