logo
Проектирование, разработка и оценка целесообразности внедрения инновации для системы омывания передних фар на автомобиле Chevrolet Niva

1.1 Определение новшества на основе модели Кано

Модель Кано - один из инструментов управления качеством. Он применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. Цель метода состоит в определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителей по приоритетам. Метод позволяет описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг [19]. На рисунке 1.2 изображена модель Кано.

Рисунок 1.2 - Модель Кано

Теперь, определим требования потребителей, предъявляемые к омывателям передних фар на основе модели Кано:

1. Надежность работы

2. Эффективность работы

3. Дизайн

4. Удобство использования

5. Стабильность работы

Выделенные нами требования распределим в три группы: Нормальные, Ожидаемые и захватывающие. Для наглядности, полученные данные приведем в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация требований потребителей в соответствии с моделью Кано

Требования

Функции

1

Нормальные

Надежность работы, Стабильность работы

2

Ожидаемые

Эффективность работы, удобство использования

3

Захватывающие

Дизайн

Таким образом, мы можем сделать вывод, что захватывающим требованием для потребителей будет являться дизайн видимой части омывателей фар. Для того чтобы создать дизайн для омывателей фар, необходимо согласовать работу по их созданию с группой штатных дизайнеров предприятия.

Для того чтобы определить целесообразность внедрения исследуемого нами новшества, воспользуемся квалиметрическим анализом требований потребителей, который проводится с помощью получения экспертных оценок и подсчета коэффициентов весомостей для каждого требования [7]. Результаты расчетов для базового объекта отображены в таблице 1.2, для объекта с внедренным новшеством - в таблице 1.3.

Таблица 1.2 - Результаты расчетов для базового объекта

Наименование показателя

Эксперты

Оценка единичного показателя

Коэффициент весомости

Оценка группировок

Коэффициент Весомости ?i

1

2

3

4

5

1. Нормальные требования

Стабильность работы

8

6

6

7

8

16128

0,49

16297,73

0,25

Надежность работы

7

7

6

7

8

16464

0,51

2. Ожидаемые требования

Эффективность работы

8

9

8

7

6

24192

0,89

21853,96

0,33

Удобство использования

5

6

5

4

5

3000

0,11

3. Захватывающие требования

Дизайн

9

8

8

7

7

28224

1,00

28225

0,43

Таблица 1.3 - Результаты расчетов для объекта с внедренным новшеством

Наименование показателя

Эксперты

Оценка единичного показателя

Коэффициент весомости

Оценка группировок

Коэффициент Весомости ?i

1

2

3

4

5

1. Нормальные требования

Стабильность работы

9

9

9

7

8

40824

0,53

38944,93

0,30

Надежность работы

8

8

8

9

8

36864

0,47

2. Ожидаемые требования

Эффективность работы

9

9

8

7

6

27216

0,37

39493,89

0,30

Удобство использования

9

8

9

8

9

46656

0,63

3. Захватывающие требования

Дизайн

10

9

9

8

8

51840

1,00

51840,00

0,40

Мы определили требования и их весомости на основании экспертных оценок для базового объекта и объекта с внедренным новшеством. Для наглядности представления полученных результатов, отобразим их в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Удовлетворенность потребителей, рассчитанная путем комплексных оценок

Базовый объект

Объект с внедренным новшеством

Требования

Экспертная оценка

Требования

Экспертная оценка

Нормальные

16297,73

Нормальные

38944,93

Ожидаемые

21853,96

Ожидаемые

39493,89

Захватывающие

28225

Захватывающие

51840,00

Теперь необходимо рассчитать комплексные показатели качества для базового объекта и объекта с внедренным новшеством. Именно этот показатель отражает комплексную степень удовлетворенности потребителя и позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения новшества. Комплексный показатель качества рассчитывается по следующей формуле [4]:

(1)

Комплексный показатель качества для базового объекта равен 23198,84. Комплексный показатель качества для объекта с внедренным новшеством равен 44242,499, что говорит о востребованности внедряемого новшества потребителями. На рисунке 1.3 изображены комплексные векторы оценки качества для базового объекта и для объекта с внедренным новшеством [5]. инновация экономический изобретение дисконтирование

Рисунок 1.3 - Построение комплексных векторов итоговой оценки качества объекта (КВб - комплексный вектор базового объекта, КВН - комплексный вектор объекта с внедренным новшеством)

На рисунке хорошо видно, что вектор КВН значительно длиннее вектора КВб, а значит, потребители будут в большей степени удовлетворены при использовании объекта с внедренным новшеством, чем при использовании базового объекта.