Анализ системы управления ИП Лосева М.А.

отчет по практике

1. Краткая характеристика предприятия

Российский колбасный рынок активно развивается в течение последних десяти лет, благодаря постоянно растущему спросу на продукцию. Отдельно стоит отметить немаловажную особенность экономики рынка колбасных изделий - один из самых высоких показателей быстрооборачиваемости в российской пищевой промышленности. На протяжении последних 3 лет рынок показывает положительную динамику роста (+3-7%).

Несмотря на тот факт, что подавляющая часть всей продукции на рынке изготовлена российскими производителями, вступление России в ВТО способствовало ежегодному росту доли импортных колбасных изделий (с 0,4% в 2008 году до 0,7% в 2013 году).

Среди крупнейших производителей колбасных изделий в России традиционно лидируют столичные мясокомбинаты: ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" (Москва), ЗАО "Микояновский мясокомбинат" (Москва), ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" (Москва), ОАО "Царицыно" (Москва), ОАО "Великолукский мясокомбинат" (Псковская область), ЗАО "Стародворские колбасы" (Владимирская область), ООО "Ростовский колбасный завод - Тавр" (Ростовская область), ООО Мясокомбинат "Дубки" (Саратовская область), ОАО "Сочинский мясокомбинат" (Краснодарский край), ОАО "Мясокомбинат Клинский" (Краснодарский край).

Можно отметить несколько тенденций в производстве:

1. Ежегодно растет доля копченых колбасных изделий. Отметим, что доля данного вида составила 28,6% в структуре производства в 2013 году.

2. Доля "Изделий колбасных, в том числе фаршированных" (ОКПД 15.13.12.110) ежегодно сокращается. Данный вид является превалирующим у российских производителей, его доля в структуре выпуска составляет 67,8%.

3. Остальные виды колбасных изделий показывают неоднозначную динамику.

Рейтинг средних цен производителей колбасных изделий по видам в России в 2013 году:

1. Сырокопченые колбасы (колбаски) - 369,8 руб/кг

2. Сыровяленые колбасы (колбаски) - 388,6 руб/кг

3. Варено-копченые колбасы (колбаски) - 213,3 руб/кг

4. Полукопченые колбасы (колбаски) - 181,6 руб/кг

5. Сосиски и сардельки - 153,3 руб/кг

6. Вареные колбасы (колбаски) - 151,6 руб/кг

Из рейтинга видно, что цены производителей категорий сырокопченые и сыровяленые колбасы (колбаски) значительно выше остальных цен.

ИП Лосева М.А. - официальный дистрибьютор ТК АПК "Черкизовский" и ООО "Владимирский стандарт" на территории города Владимира и Владимирской области Вид деятельности: оптовая торговля колбасными изделиями и мясными полуфабрикатами.

Виды деятельности

51.32 Оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы. Эта группировка включает: - оптовую торговлю мясом животных и птиц, являющихся объектом охоты (мясом дичи) - оптовую торговлю продуктами и консервами из мяса дичи.

51.32.1 Оптовая торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты.

51.32.11 Оптовая торговля мясом, включая субпродукты.

51.32.12 Оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты.

51.32.2 Оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы.

51.32.3 Оптовая торговля консервами из мяса и мяса птицы.

Следует отметить, что небольшие локальные игроки как ИП Лосева очень сильны у себя в регионах, где у них почти нет конкурентов. Они досконально знают местные условия, потребительские потребности и предпочтения. За счет отсутствия серьезных затрат на построение сложных логистических схем (производство и сбыт расположены рядом) и крупномасштабных рекламных программ, они могут предложить более низкие цены на их продукцию. Кроме того, зачастую срабатывает еще и психологический фактор: местный покупатель более привержен "своему” производителю. Крупным федеральным производителям приходится идти на очень большие затраты, чтобы конкурировать с "местечковыми" игроками.

Большие компании также имеют существенные преимущества: значительные маркетинговые бюджеты, наличие развитой и эффективной системы дистрибуции, гибкую ценовую политику, возможность масштабно изучать динамику рынка и изменения потребительских предпочтений, инвестировать в развитие своих торговых марок (при необходимости - проводить рестайлинг и ребрендинг), внедрять инновации как в производство, так и в управление. Но главное, что есть в арсенале крупных игроков (как отечественных, так и зарубежных) - это выстроенные отношения с розничными сетями. Очень многие эксперты сходятся во мнении, что существенно увеличить долю рынка и занять позиции в числе лидеров при нынешних правилах игры возможно только в двух случаях:

1) за счет повышения представленности своей продукции в розничных сетях, которые оказывают все возрастающее влияние на рынок;

2) при наличии собственной сырьевой базы (отечественное сырье примерно на 20% дешевле импортного).

Разумеется, важны и качество, и раскрученность бренда, и дистрибуция и прочие многочисленные составляющие успешной работы.

Позиция розничных сетей в отношениях с остальными участниками рынка неоднозначна. Они одновременно являются и партнерами и конкурентами компаний. Поэтому построение взаимовыгодных отношений и заключение долгих контрактов с ритейлом - это очень важно.

Что касается мелких игроков, то сотрудничество с ритейлом для них в принципе невозможно. Бонус за вход с сеть составляет в среднем $100 тыс. Помимо этого существует еще множеством сборов. У небольших игроков просто нет таких денег. Они сотрудничают с обычными розничными магазинами, рынками, которые еще не совсем вытеснили сети, и доля которых сейчас составляет приблизительно 30-40%.

Участники рынка отмечают несколько определенных особенностей, которые необходимо учитывать в работе:

Рынок замороженных мясных полуфабрикатов имеет очень четкую региональную специфику. Предпочтения потребителей могут кардинально отличаться даже в соседних регионах, что сильно осложняет работу по созданию маркетинговых программ, особенно для зарубежных игроков.

Долгое нахождение продукции на полке, медленная оборачиваемость (замороженная продукция может храниться до полутора лет).

Сезонный фактор.

Длинная, очень дорогая логистическая цепочка.

"Размытое” понятие торговой марки в этом сегменте рынка и увеличение объемов продаж небрендированной замороженной еды весовым образом.

Недостаточная обеспеченность многих магазинов, особенно региональных, холодильниками.

Особенность транспортировки продукции, при которой должен постоянно соблюдаться температурный режим (-18 градусов). Производителям и дистрибьюторам приходится делать серьезные вложения в транспорт - специально оборудованные рефрижераторами автомобили.

Нехватка складских помещений в регионах в летний период. Региональные склады летом забиты мороженным, которое в летние месяцы очень рентабельно. Места под замороженную продукцию зачастую не остается.

По прогнозу специалистов, в целом рынок замороженных мясных полуфабрикатов будет развиваться по пути укрупнения отечественных предприятий и усиления их позиций. Однако этот процесс трудный, долгосрочный и капиталоемкий. В отрасли есть проблемы с современными перерабатывающими мощностями, отсутствует отечественная сырьевая база, необходима разработка современных логистических схем и расширение дистрибуции.

Согласно прогнозным оценкам специалистов, в ближайшие три года рынок мясных полуфабрикатов будет расти примерно на 5-6% в год.

Финансовый кризис особо не повлиял на емкость этого рынка. Однако при рассмотрении его сегментации можно отметить, что доля более дорогой продукции, к которой относится, например, нарезанное мясо в ассортименте, снизилась, а доля пельменей, блинчиков, котлет увеличилась.

При этом большим спросом пользуются полуфабрикаты высокой степени готовности или уже готовые мясные блюда. Одним из наиболее перспективных направлений эксперты считают производство полуфабрикатов из птицы (годовой объем рынка 2,2-2,4 млн т). Потребление продукции из мяса птицы растет в 2 раза быстрее, чем продуктов из говядины, и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины. Сейчас в рационе питания жителей России на долю мяса птицы приходится 30-35% от всего объема потребляемого в стране мяса.

Специалисты считают, что потребление птицы, как продукта, может достичь 50% от общего объема потребляемого в стране мяса (5 из 10 млн т). Если предположить, что доля полуфабрикатов из мяса птицы к 2010 г. составит 8-10%, то емкость этого сегмента рынка возрастет до 450-500 тыс. т в год. На сегодня он составляет по разным оценкам от 130-150 до 200-210 тыс. т.

По итогам деятельности ИП Лосева в 2013 г. в общем объеме потребления полуфабрикатов лидируют блинчики с мясом (73% населения выбирают этот продукт). Второе и третье места занимают пельмени - 67% и котлеты - 66%. (Для сравнения: в конце 2007г. доля блинчиков с мясом, пельменей и котлет занимала 66, 74 и 59% соответственно). Ранее высокую долю в объеме продаж имело нарезанное мясо в ассортименте - 64%, по итогам I квартала 2014 г. эта цифра снизилась до 55%.

управление организационная структура

На продуктах питания вынуждены сегодня экономить 42% покупателей. В первую очередь это мясные деликатесы, алкоголь, кондитерские изделия. При этом траты на покупку замороженных полуфабрикатов не изменили 66% покупателей, а 4% увеличили их потребление. Продукты, на которых потребители не будут экономить ни при каких обстоятельствах - фрукты и овощи (38%), молочная категория (28%). На замороженных полуфабрикатах (соответственно и на замороженных мясных ПФ) не будут экономить примерно 2 - 3% респондентов.

Если придется экономить на покупке замороженных полуфабрикатов, то большинство покупателей сократит частоту и объемы покупок, или будет искать точки продаж с более низкими ценами. Перейти на более дешевые аналоги согласны только 37%, что свидетельствует о консерватизме потребителей и их приверженности определенной торговой марке. Именно доверие к марке производителя (66%), опыт предыдущей покупки (61%) определяют выбор замороженных мясных ПФ в местах продаж. Это является важным моментом для производителя, свидетельствуя о том, что потребители замороженных полуфабрикатов - консерваторы, ориентированные на привычные, проверенные продукты, знакомые торговые марки.

Замороженные полуфабрикаты выбирают 82% покупателей, которые ценят в них удобство, вкус и качество. За последние 2-3 месяца новые замороженные мясные ПФ (в основном традиционные котлеты, пельмени, наггетсы, овощи в кляре) ввели в свой рацион порядка 4,7% респондентов.

По мнению экспертов, сегодня основным фактором выбора продукции того или иного производителя в больших городах является соотношение качества и цены, а в малых городах - цена. Насколько изменятся предпочтения в дальнейшем, сегодня сказать сложно. Но, судя по ответам респондентов, принявших участие в исследовании, доверие к марке/производителю, качество и вкус продукции остаются одними из главных ключевых факторов при выборе замороженных полуфабрикатов, это отметили 95% опрошенных респондентов.

Построение рационального состава отделов и подразделений органов управления зависит на прямую работа любого предприятия и компании. Связи между данными отделами и, соответственно, их взаимодействие между собой, а также с производственными подразделениями составляют эффективность работы компании в целом.

Чтоб управляющая структура правильно функционировала, нужно придерживаться таких факторов:

· небольшое количество подразделений и высококвалифицированный персонал;

· обязательное наличие в управленческом составе специалистов;

· не очень большое количество уровней управления;

· быстрая реакция при изменениях;

· высокая производительность и при этом низкие затраты;

· ориентация на заказчика.

У ИП Лосева существует три автономных блока управления:

1. эксплуатационный;

2. технический;

3. экономический.

Каждый из приведенных выше блоков имеет свой руководящий состав, который осуществляет все необходимые управленческие функции для максимально оптимизированной работы всей компании и данного подразделения в частности.

Рис. 1. Организационная структура ИП Лосева

Организационная структура управления ИП Лосева - вертикальная. Такие связи соединяют иерархические уровни в организации и в ее частях. Они создаются и формализуются в процессе проектирования организации, показывают распределение полномочий в данной иерархии. В компании решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется "вертикальная загрузка" работы.

Генеральный директор распоряжается средствами и имуществом компании, открывает счета и управляет ими, заключает договора, издает приказы и распоряжения для работников компании, утверждает персонал на работу и, соответственно, подписывает акты на увольнение. Генеральный директор отвечает за эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, за улучшение условий работы и охрану труда.

Экономическая служба в компании выполняет важные функции касательно финансовой и бухгалтерской деятельности. Этот отдел возглавляет главный бухгалтер. Он проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение предприятия, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит организацию расчетов с клиентами, поставщиками и финансовыми организациями. Эта персона несет полную ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Рис. 2. Управленческая структура ИП Лосева

Как видно на рисунке, структура управления ИП Лосева - линейно-функциональная. На отдельно взятые линейные звенья управления возлагаются обязанности, права, функции управления и принятия решений. В тоже время на функциональные подразделения - руководство и реализация принятых решений.

Проводится ежедневный контроль за выполнением обязательств сторонами с учетом заявлений и предложений по работе от клиентов.

Делись добром ;)