Анализ системы управления персоналом ЕМУП "Аптека № 420"

отчет по практике

6. Анализ внешней среды

В нacтoящee вpeмя менeджepaм нeoбxoдимo yчитывaть дeйcтвиe фaктopoв, нaxoдящиxcя внe opгaнизaций, пocкoлькy opгaнизaция кaк oткpытaя cиcтeмa зaвиcит oт внeшнeгo миpa в oтнoшeнии пocтaвoк pecypcoв, энepгии, кaдpoв, пoтpeбитeлeй. Мeнeджep дoлжeн умeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния нa внeшниe вoздeйcтвия. Оpгaнизaции вынуждeны пpиcпocaбливaтьcя к cpeдe, чтoбы выжить и coxpaнить эффeктивнocть.

Выдeляют слeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй cpeды:

· взaимocвязaннocть фактopoв внeшнeй cpeды -- ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe какoгo-либo фaктopa oкpyжeния мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;

· cлoжнocть внeшнeй cpeды -- числo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;

· пoдвижнocть cpeды -- cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. Окpyжeниe coвpeмeнныx opгaнизaций измeняeтcя c нapacтaющeй cкopocтью. Пoдвижнocть внeшнeгo oкpyжeния мoжeт быть вышe для oдниx пoдpaздeлeний opгaнизaции и нижe для дpyгиx. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;

· нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды -- cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния. [12, стр. 272]

Сpeдa пpямoгo вoздeйcтвия включaeт фaктopы, кoтopыe нeпocpeдcтвeннo влияют нa дeятeльнocть opгaнизaции. К ним oтнocят пocтaвщикoв, aкциoнepoв, тpyдoвыe pecypcы, зaкoны и yчpeждeния гocyдapcтвeннoгo peгyлиpoвaния, пpoфcoюзы, пoтpeбитeлeй и кoнкypeнтoв.

Пoд cpeдoй кocвeннoгo вoздeйcтвия пoнимaют фaктopы, кoтopыe мoгyт нe oкaзывaть пpямoгo нeмeдлeннoгo вoздeйcтвия нa opгaнизaцию, нo cкaзывaютcя нa ee фyнкциoниpoвaнии. Речь идет o таких фaктopax, кaк cocтoяниe экoнoмики, нayчнo-тexничecкий пpoгpecc, coциoкyльтypныe и пoлитичecкиe измeнeния, влияниe гpyппoвыx интepecoв и cyщecтвeнныe для opгaнизaции coбытия в дpyгиx cтpaнax.

Характеристика внешней среды системы

ЕМУП «Аптека № 420»:

- сложная (поставщики, конкуренты, потребители, гос. структуры - все эти группы оказывают влияние на деятельность компании);

- подвижная (ЕМУП «Аптека № 420» относится к организациям с быстрыми изменениями во внешней среде, на которые главное влияние оказывают экономические факторы - лицензирование, Федеральное бюджетирование, гос. заказы);

- неопределенная (ЕМУП «Аптека № 420» обладает достаточным количеством информации по поводу факторов внешней среды, оказывающих на нее влияние, но в виду постоянной изменчивости информации нельзя быть полностью уверенным в ее точности, поэтому многие ситуации, в которых принимаются решения можно назвать ситуациями риска).

Характеристика внешней среды

Наименование фактора

Степень значимости

Характеристика воздействия

Факторы внешней среды прямого воздействия

Потребители

Один из главных факторов (практически основной), влияющий на уровень доходности и развитие данного бизнеса

Основной потребитель - население, если уровень доходов будет падать, люди откажутся от дорогих и импортных лекарств. В такой ситуации актуальным станет развитие российского производителя, но к сожалению многие фармацевтические заводы не работают. При дальнейшем снижении уровня доходов населения бизнес может потерять до 20% своего дохода.

Таким образом, мы видим, что в первую очередь данный бизнес ориентируется на потребителя.

Поставщики

Данный фактор является идентичным по значимости первому.

Данный фактор оказывает сильное влияние на компанию: ассортимент лекарственных препаратов напрямую зависит от цен на товар у поставщиков и производителей, таким образом, высокая цена, а также дефицит определенных препаратов или отсутствие более дешевого аналога способны оказывать сильное влияние на доходность данного бизнеса.

Конкуренты

Рынок данной отрасли постоянно претерпевает изменения, но не столь значительные как при его становлении. В принципе, каждая аптека, имеет своих потребителей, в основном, конкурентность зависит от местоположения аптеки и от наличия рядом заведений подобного плана, поэтому данный фактор менее значим, чем два предыдущие.

Данный фактор оказывает влияние на ценовую политику аптеки, на многообразие предлагаемого сервиса и на уровень качества обслуживания.

Факторы косвенного воздействия

НТП

Фактор средней значимости

С помощью данного фактора возможна минимизация временных и финансовых затрат

Экономика

В условиях финансового кризиса достаточно важный фактор

Смена курса доллара может привести как к уменьшению, так и к увеличению прибыли, изменение ставки рефинансирования в большую сторону, заставит нести дополнительные расходы по кредитам. При нестабильной в стране снижение покупательской способности населения.

Политика

Фактор средней значимости

Попытка изменить законы по «Торговле», чтобы государство могло регулировать данный процесс может привести к изменению всей структуры бизнеса в России. Так как основная цель сейчас у правительства найти дополнительные средства, а не скорректировать имеющийся процесс.

SWOT - анализ: - анализ внешнего окружения (возможности, угрозы) и внутреннего состояния (сильные, слабые стороны) компании. Обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности. SWOT-анализ используется в качестве инструмента согласования целей и возможностей. [11, стр. 258]

SWOT-анализ ЕМУП «Аптека № 420»

Возможности:

1. Сотрудничество с иностранными компаниями

2. Развитие новых направлений (интернет, доставка)

3. Привлечение денежных средств для развития компании

4. Установление взаимовыгодных связей с госструктурами

5. Повышение квалификации персонала

Угрозы:

1. Появление новых конкурентов

2. Дефицит препаратов у поставщиков

3. Рост курса доллара

4. Снижение спроса у населения

5. Повышение арендных ставок на арендуемые помещения

6. Банкротство компании

Сильные стороны:

1. Наличие крупных партнеров

2. Высокое качество продаваемых препаратов

3. Широкий спектр предлагаемых услуг (приготовление лекарственных средств, оптовые продажи, розничные продажи, БАДЫ и другие препараты, не относящиеся к лекарственным)

4. Финансовая стабильность организации

5. Наличие квалифицированного персонала

6. Наличие своих помещений

Поле «СИВ»

Поле «СИУ»

Слабые стороны:

1. Нестабильность потока прибыли

2. Нет четкого стратегического плана развития

3. Высокая зависимость от потребителей

4. Нерегулярная выплата заработной платы

5. Недостаток квалифицированного персонала

6. Много арендуемых помещений

Поле «СЛВ»

Поле «СЛУ»

Поле «Сила и возможности»

1-1, 1-2,1-3, - расширение ассортимента лекарственных препаратов, развитие новых направлений и услуг;

2-1, 2-4, 2-5 - создание успешного имиджа компании;

3-6 - повышение качества обслуживания, сокращение временных издержек на приготовление и доставку лекарственных форм;

4-1, 4-5 - возможность расширения ассортимента;

5-2, 5-3, 5-4 - заключение договора с административным отделом мэрии;

6-2, 6-6 - возможность обучения для развития новых направлений.

Поле «Сила и угрозы»

1-1, 1-2 - угроза потери доли рынка;

2-2, 2-3 - угроза снижения поставок лекарственных препаратов;

3-2, 3-4 - угроза отсутствия спроса на определенные группы лекарств;

4-4, 4-5 - увеличение расходов на аренду, при сокращении доходной части приведет к снижению прибыли;

5-1, 5-3, 5-4, 5-5, 5-6 - угроза потери финансовой стабильности, разорение;

6-4, 6-6 - угроза потери работы.

Поле «Слабость и возможности»

1-2, 1-5 - рассмотреть новые возможности для создания новых препаратов;

2-2, 2-3, 2-4 - привлечение новых клиентов, развитие новых направлений и услуг;

3-1, 3-5, 3-6 - возможность разработать стратегию на ближайшее время с учетом новых технологий и ориентацией на иностранных поставщиков;

4-3, 4-4 - возможность диверсификации бизнеса;

5-3, 5-6 - применение нематериальной мотивации, возможность расширения специализации;

6-4 - возможность приобретения помещения в собственность.

Поле «Слабость и угрозы»

1-1, 1-2, 1-3, 1-4 - уменьшение объемов продаж, доли рынка, прибыли;

2-3, 2-4, 2-6 - угроза прекращения деятельности компании;

3-1, 3-3, 3-4 - угроза поглощения конкурентами;

4-2, 4-4, 4-6 - уменьшение объемов продаж, сокращение персонала, закрытие компании;

5-5, 5-6 - образование задолженности по оплате труда персоналу;

6-1, 6-4 - угроза перемещения персонала к конкурентам, потеря доли клиентов, отсутствие возможности приобретения новых.

Делись добром ;)