Развитие кадрового потенциала муниципальной службы в городском округе г. Воронеж

дипломная работа

1.1 Понятие, структура, основные особенности кадрового потенциала в муниципальной службе

В последние десятилетия в России происходят коренные преобразования во всех сферах жизни, продолжается поиск оптимальной модели развития общества и государства. В период административной реформы, реформирования местного самоуправления в России неизбежно усиливается внимание к такому важнейшему социальному институту, как муниципальная служба. Муниципальная служба в современной России находится на стадии становления, поиска и апробирования новых форм и методов ее организации.

В современной России происходят изменения, связанные с активным созданием системы государственного управления, четким установлением пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, структур местного самоуправления. В связи с этим проявляется огромный научный и практический интерес к сочетанию государственного управления и самоуправления. Становление новой системы государственного управления неизбежно выдвигает проблему взаимодействия государственных органов власти и муниципальных органов управления и определяет принципиально новые требования к их кадровой политикеКирьянов А. Ю. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы / Кирьянов А. Ю. // Муницип. служба: правовые вопросы. - 2014. - № 4. - С. 5-9. .

Муниципальная кадровая служба создается и действует согласно местным актам в соответствии с уставом муниципального образования, законами субъекта Российской Федерации и федеральными законами. Ее полномочия может осуществлять общий отдел, как подразделение местной администрации (в небольших муниципальных образованиях), но может быть и самостоятельным подразделением администрации (в крупных муниципальных образованиях).

До настоящего времени вопрос кадровой обеспеченности реформы местного самоуправления (как привлечения квалифицированных кадров на муниципальную службу, так и повышения профессионального уровня работников органов местного самоуправления) продолжает оставаться одним из наиболее актуальных.

От динамики профессионального потенциала муниципальных чиновников зависит эффективное функционирование органов местного самоуправления, реальные результаты социально-экономического реформирования в России. Развитие потенциала работника обеспечивает формирование, закрепление и расширение профессиональных, деловых и ряда других специфических качеств, обеспечивающих эффективное решение стоящих перед ним задач.

Функционирование муниципальной службы напрямую зависит от ее кадровой составляющей - муниципальных служащих.

В соответствии со ст.10 Федерального Закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»Кирьянов А. Ю. Муниципальная служба: цели, принципы, задачи / Кирьянов А. Ю. // Юрид. мир. - 2013. - № 1. - С. 12-18. :

Муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ, конституционного строя России, какой по праву является местное самоуправление, выдвинула целый ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием,. как в целом системы и практики функционирования местного самоуправления; так и укреплением его кадрового потенциала - непременного условия эффективного завершения административной реформы. Так, еще в начале осуществления административной реформы в 2003 году, президент Российской Федерации В.В.Путин отмечал, что, «несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей» Красноженова Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами : учеб. пособие : для студентов вузов / Г.Ф. Красноженова, П. В. Симонин. - М. : ИНФРА-М, 2013. - С. 58. .

Возникновение системы местного самоуправления в современном российском обществе закономерно приводит к необходимости становления особой социально-профессиональной группы муниципальных чиновников. Особенностью новой системы местного самоуправления является то, что его органы сегодня призваны самостоятельно решать все кадровые вопросы, включая создание собственного кадрового потенциала и использование его в- целях повышения эффективности местного хозяйства, укрепления экономической базы муниципального образования, а также налаживания муниципальной службы.

Территориальное устройство России достаточно разнообразно по уровню социального и экономического устройства, размещению производительных сил, природоресурсным, культурным, этническим и конфессиональным факторам, неоднородна и социальная среда самих муниципальных образований. По демографическому фактору выделяются территории с явно выраженной и устойчивой тенденцией депопуляции населения. Все эти факторы оказывают влияние на процессы: урбанизации, развитие инфраструктуры, а также на возможности формирования кадрового потенциала, муниципальной службы той или иной территории.

К основным причинам, препятствующим развитию местного самоуправления, можно отнести проблему запаздывания- принятия многих нормативно-правовых актов, необходимых для» всестороннего и полноценного регулирования общественных правоотношений в. сфере местного самоуправления; отсутствие соответствующего опыта законотворчества, и непонимание приоритетности проблем скорейшего становления, правовой базы муниципального управления, и имеющая место спешка в создании новых правовых и властно-распорядительных институтов на местах.

Во-вторых, сказывается отсутствие опыта непосредственного общественного самоуправления и низкий уровень политической активности населения, даже когда речь идет о решении проблем местного значения, в условиях, когда местные органы власти законодательно выведены за ранг государственных.

В-третьих, со стороны чиновничьего аппарата местных органов власти наблюдается, как это было всегда ранее, прямая ориентация на вышестоящие государственные органы в решении вопросов местного значения, чем нарушается сама природа местного самоуправления. Местные органы власти используют в своей работе те же самые методы и структурную организацию, что и власти субъектов Российской Федерации и прочие государственные органы власти.

В-четвертых, следует отметить острый дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления, людей компетентных, здравомыслящих, инициативных, свободных от стереотипов административного управления.

К сожалению, россияне имеют слабое представление о структуре органов местного самоуправления, их полномочиях и функциях. Роль и место органов местного самоуправления в общественном сознании в достаточной степени не определены, местные сообщества очень слабо структурированы и плохо организованы, инструменты демократии не являются неотъемлемой частью жизни местных сообществ и действенным инструментом решения вопросов местного значения. Так, согласно результатам опроса Мельникова Р.И. Реформа местного самоуправления и становление гражданского общества: социальный опыт России / Р. И. Мельникова. - Воронеж: изд-во им. Болхлвитинова, 2005. - С. 89., 63% респондентов заявили, что «знают, что такое органы местного самоуправления». Остальные 37% опрошенных не имеют представления о местном самоуправлении.

Институциализация местного самоуправления, как процесс перехода к состоянию рационально организованной формы публичной власти, связан, прежде всего, с организацией муниципальной службы, т.е. с профессионализацией деятельности аппаратов органов муниципального управления. Органы местного самоуправления призваны решать все кадровые вопросы, включая создание своего кадрового потенциала и использование его в целях повышения эффективности местного хозяйства, укрепления экономической базы муниципального образования, а также налаживание муниципальной службы.

Цели, задачи и направления качественного и количественного развития кадрового потенциала муниципальной службы тесным образом связаны с кардинальными изменениями в социальном укладе и политическом устройстве общества. В связи с этим ключевым вопросом государственной кадровой политики становится научное осмысление, а затем и формирование механизмов востребованности кадрового потенциала системы муниципального управления, которые должны быть урегулированы законодательной базой, определяющей деятельность института муниципальной службы в Российской Федерации.

Сущностное предназначение муниципальной службы состоит в том, чтобы в сложных условиях реформирования политической системы государства и экономических основ управления, эта служба привнесла в содержание механизма местного самоуправления программно-целевой подход, управленческий профессионализм, правовую компетентность, организованность и дисциплину, устойчивость и надежность местного хозяйства, внимательное отношение к потребностям граждан, законность, рациональность и эффективность.

В настоящее время муниципальная служба является динамично развивающимся институтом местного самоуправления. Основные тенденции ее развития проявляются в социальной направленности, обеспечении открытости, выраженной в доступности информации о ее функционировании, в конкурсном замещении должностей, в обеспечении взаимосвязи муниципальной службы со всеми типами государственной службы, в профессионализации муниципальной службы и повышении престижа и привлекательности для граждан путем совершенствования механизма поощрений и награждений, предоставления системы гарантий и льгот, реализации принципа универсальности конкурса при поступлении на муниципальную службу, что не раз отмечалось исследователями в этой области Мирошниченко В. С. Муниципальная служба в России: философский аспект / В. С. Мирошниченко. - М.: Прогресс, 2014. - С. 132..

В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2013 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы. Муниципальным служащим может являться гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджетаМуниципальная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общ. ред. В.П. Иванова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - С. 71..

Кадровый потенциал современного российского общества в своем количественном выражении значителен, но используется он не везде и не всегда эффективно. Зачастую, увеличением численности аппаратов органов власти, пытаются решить проблему их качественного состава. Основная задача кадровой политики в этих условиях состоит в формировании эффективного кадрового потенциала в той или иной сфере социальной деятельности, с точки зрения не только и не столько количественной, сколько его качественной значимости.

Как определено в статье 2 Конституции Российской Федерации, человек является высшей ценностьюНемчинов А. А. Муниципальная служба / А. А. Немчинов. - М.: Гардарики, 2013. - С. 103.. Эта конституционная норма распространяется, прежде всего, на ту часть трудоспособного населения страны, представители которой имеют соответствующее профессиональное образование, эта норма и является основой для объективизации понятия «кадровый потенциал».

Таким образом, очертив границы содержания понятий «кадры» и «потенциал», попытаемся определить понятие «кадровый потенциал», который в «буквальном смысле» означает скрытые, нереализованные возможности кадрового состава. В литературе предлагается сформулировать рамочные характеристики понятия «кадровый потенциал» с учетом результатов исследований российских и зарубежных ученых, а также практики международных организаций по следующим позициямО численности и оплате труда государственных  гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в январе-сентябре 2015 года / Федер. служба гос. статистики // Муницип. служба. - 2014. - № 1. - С. 6-15. :

- интеллектуальный потенциал, включающий способности, приобретенные в рамках непрерывного образования;

- социальный потенциал, включая коммуникативные способности, обеспечивающие эффективную социализацию;

- потенциал профессионального опыта, заключающий в себе приобретенные механизмы его обобщения;

- психолого-физиологический потенциал, характеризуемый психолого-физиологическими и физическими возможностями;

- интегративный потенциал, представленный механизмами компенсации отсутствующих или недостаточно развитых способностей, относящихся к вышеперечисленным характеристикам.

Таким образом, содержание понятия «кадровый потенциал» достаточно объемно и включает в себя различные разновидности потенциала, что, в свою очередь, определяет комплексность работы по формированию кадрового потенциала любой сферы деятельности, а также многообразие и сложность критериев измерения и оценки этого потенциала.

Понятие «кадровый потенциал» с методологической точки зрения следует рассматривать в контексте соотношения философских категорий «возможность» и «действительность», которые характеризуют две основные ступени в становлении и развитии любого явления, в данном случае - кадрового потенциала как социального явленияПетренко А. Ю. Методы управления персоналом: аналитический аспект / А. Ю. Петренко. - М.: Статут, 2013. - С. 101..

В.А. Сулемов обозначает термином «кадровый потенциал» имеющиеся, особенно скрытые, пока еще неиспользованные возможности, способности работников, невостребованные кадровые резервы. Они могут стать реальными при изменении окружающей действительности, методов, стиля управления кадрами, при более рациональной их расстановке и т.д. Акцентирование внимания на неиспользованных возможностях в определении кадрового потенциала органов власти приводит к отождествлению понятия «кадровый потенциал» с понятием «ресурсы»Попов Р.В. Трудоустройство бывших муниципальных служащих: правовое регулирование / Р.В. Попов // Глава местной администрации. - 2013. - № 2. - С. 48-56. .

Е.С.Затонская называет следующие, имеющиеся в литературе; основные точки зрения на определение кадрового потенциала:

1. Согласно классической теории под кадровым потенциалом следует понимать величину, производную от численности трудовых ресурсов, фонда рабочего времени и интенсивности трудовой деятельности. Другими словами, кадровый потенциал - это результат, который, может быть получен при полной реализации количественных показателей. Представители данной точки зрения» акцентируют внимание только на количественной определенности кадрового потенциала, оставляя стороне качественные характеристики.

2. Согласно гуманистической теории кадровый потенциал - это совокупность различных качеств людей, определяющих их жизнеспособность, в частности трудоспособность. Это склонности, таланты, здоровье, объем знаний, навыков, умений и т.д. В противоположность предыдущему подходу здесь упор делается только на качественных характеристиках отдельных индивидов. Кроме того, из вышеизложенного следует, что кадровый потенциал группы людей отождествляется с человеческим потенциалом.

3. Кадровый потенциал как интегральная характеристика совокупной способности к труду (в ее количественном и качественном выражении), которая определяет возможности как отдельного человека, так и группы людей по их вкладу в деятельностьПрошко А. Ю. Правовое регулирование муниципальной службы / А. Ю. Прошко. - М.: Норма. 2014. - С. 131 с..

Кадровый потенциал является частью трудового и человеческого потенциала общества. Через, кадры реализуется профессиональная способность к труду. Понятия «трудовой потенциал» и «кадровый потенциал», часто употребляются: в специальной литературе как; синонимы применительно к обществу в, целом, организации или отдельному работнику. Вместе с тем между этими понятиями есть различие. Так, трудовой потенциал работника. - это совокупность качеств человека,, определяющих возможность, и границы его участия в трудовой деятельности: возраст,, физическое и психическое здоровье; личностные характеристики; образовательная и профессиональная подготовка, способность, профессионального роста, отношение к труду, стаж: работы по специальности, семейное положение.

Кадровый потенциал - представляет собой совокупную оценку личностных и профессиональных; возможностей кадрового состава на основе изучения: трудового потенциала работников и организации в- целом: Он позволяет дифференцированно подходить к проблемеРадченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А. И. Радченко. - Ростов-на-Дону, 2013. - С. 141. включения в систему занятости: работников- с различным, уровнем; трудоспособности; на разных, этапах, их жизненного цикла.

Таким образом, кадровый потенциал является измерителем трудового потенциала. Если первый является категорией субъективной, так как зависит от степени точности измерения; характеристики применяемых методов, то второй существует объективно «Кадровый: потенциал», т.е. скрытые, нереализованные возможности кадрового состава,, получает возможность раскрыться при погружении в сферу какой-либо деятельности, где могут быть реализованы, полученные знания (интеллектуальный потенциал) коммуникативные способности (социальный потенциал), потенциал профессионального опыта (при наличии, такового) и другие разновидности кадрового потенциала. Обратимся к пониманию кадрового потенциала применительно к управленческой сфере или кадрового потенциала управления.

Кадры как социальная категория субъекта управления являются: носителями, всего многообразия управленческих, в том числе и властных, отношений. Управленческие: кадры во многом; определяют эффективность управления общественными делами, утверждение тех или иных ценностей характер взаимосвязи власти с гражданскими институтами общества и населением.

Наибольший интерес исследователей по отношению к потенциалу кадров управления проявляется в связи с социальными и психологическими явлениями, качествами и свойствами общностей, социальных институтов, социума в целом, а также в связи с закономерностями профессионализации и квалификационно-должностными требованиями процесса труда. Здесь интерпретации понятия «потенциал» достаточно многообразны.

Кадровый потенциал органов местного самоуправления представляет собой сложную систему оценочных и прогностических характеристик особой социально-профессиональной общности. Особенность данной общности проявляется во включенности в специфический тип социальной организации, призванной определять эффективное развитие конкретного региона, конкретного поселения.

Основной костяк кадров муниципального управления составляют муниципальные служащие. Кадры муниципального управления входят в более широкую категорию «кадры управления», профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессамиРепицкая С. И. Персональный потенциал муниципального управления / С. И. Репицкая // Труд и соц. отношения. - 2014. - № 10. - С. 71-77. .

Обобщая изложенное можно сказать, что кадры муниципального управления - это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.

Потенциал властно-управленческого воздействия позволяет муниципальным служащим исполнять роль системообразующего фактора укрепления и развития российской государственности на демократических основах. Между тем сознание муниципальных служащих как социально- профессиональной группы неоднородно. Оно имеет как общие, так и специфические черты, детерминированные множеством факторов. С одной стороны, это сознание можно рассматривать как разновидность общественного сознания, из которого муниципальный служащий «черпает» социально и профессионально значимое, модифицируя его на основе групповых интересов и ценностей. С другой - аппарат органов местного самоуправления как целостное образование обладает феноменом «коллективного сознания» и в своем большинстве отличается от «индивидуального сознания»Савлук А. Н. Перспективный молодежный кадровый резерв государственной службы: вопросы формирования / А. Н. Савлук // Власть. - 2013. - № 2. - С. 66-68..

Муниципальная служба является новым видом службы, формирование которой связано с процессом становления и развития местного самоуправления, как одной из форм публичной власти. Ей присущи как общие для всех видов служебной деятельности признаки, так и особенные, обусловленные спецификой местного самоуправления.

Основным критерием кадрового потенциала муниципальной службы можно считать меру социально и профессионально-необходимых знаний, способностей и качеств муниципальных служащих, как социально- профессиональной группы.

Также можно выделить ряд следующих специфических признаков муниципальной службы, которые необходимо учитывать:

- во первых, эта служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

- во вторых, она решает специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного» самоуправления;

- в третьих, муниципальная - служба имеет определенную преемственность с государственной гражданской службой Современный экономический словарь [Электронный ресурс] //http://slovari.yandex.ru/dict /economic/article /ses2/ses-5385.htm (дата обращения: 20.03.2015)..

С содержательной стороны работа муниципальных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административно- хозяйственных, информационно-аналитических, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций. По содержанию ее цели могут быть социальными, экономическими, организационными, правовыми и т.д.

Социальные цели муниципальной службы обусловлены социальным характером задач муниципальных образований, заботой об удовлетворении общих материальных и духовных потребностей населения, особенно в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами. На наш взгляд, «кадровый потенциал муниципального образования» не ограничивается способностями и возможностями только муниципальных служащих, это понятие значительно шире и выходит за рамки решения только задач социального развития.

Рассмотрев различные подходы к понятию кадрового потенциала можно сделать вывод о многоуровневости этого понятия. Первый уровень базируется на имеющихся, скрытых и еще нереализованных возможностях. Второй уровень кадрового потенциала основывается на возможности его реализации в определенной сфере деятельности. И, наконец, третий уровень заключается в необходимости развития имеющегося потенциала. Таким образом, очертив рамки изучаемого понятия, можно предложить рассматривать кадровый потенциал муниципальной службы как совокупность всех имеющихся, реализуемых и развивающихся в ходе профессиональной деятельности гражданских, нравственных и профессиональных качеств, способностей, умений и возможностей муниципальных служащих, а также их скрытых личностных резервов, которые при необходимости могут быть использованы в интересах местного сообщества.

Аудит человеческих ресурсов, представляет собой формализованные действия, направленные на изучение и оценку текущего состояния человеческих ресурсов организации.

Общими критериями оценки эффективности управления» персоналом являются показатели, характеризующие структуру и уровень квалификации- персонала, текучесть кадров, состояние- трудовой дисциплины и социально- психологический климат, использование фонда рабочего времени, качество работы и равномерность загрузки персонала.

Сложнее всего оценить социальные последствия реализации кадровых решений. Для этого необходимо учитывать, выросла ли и насколько удовлетворенность персонала трудом. Оценивая экономическую эффективность реализации управленческого решения в целом, необходимо выявить все источники экономического эффекта.

Показатели оценки персонала, осуществляемой при проведении аттестации, тесно связаны с оценками муниципальной службы в. целом. С одной стороны, муниципальная служба должна иметь в глазах местного населения достаточный вес, полноправный статус, общественное признание, а с другой - местному сообществу небезынтересно иметь представление об эффективности функционирования органов муниципального управления. Таким образом, эффективность муниципальной службы можно охарактеризовать тремя группами критериев оценки: с позиций муниципального служащего (работника), с позиций муниципальной администрации и с позиций местного сообщества.

Делись добром ;)